Проблемы цементной отрасли в очередной раз оказались в центре внимания Комитета госконтроля. Неэффективное использование производственных ресурсов, злоупотребления должностных лиц, торговля по «серым» схемам привели к возбуждению множества уголовных дел против работников цементных заводов и других коммерческих организаций.
Коллегия Комитета государственного контроля 11 сентября 2019 года рассмотрела результаты контрольно-аналитических мероприятий по вопросу эффективности работы организаций цементной промышленности. Заседание прошло под председательством руководителя контрольного ведомства Леонида Анфимова, сообщает пресс-служба КГК.
Сегодня цементная промышленность Беларуси представлена тремя заводами: ОАО «Красносельскстройматериалы», ОАО «Белорусский цементный завод» и ОАО «Кричевцементношифер» (все они входят в состав холдинга «Белорусская цементная компания»). В 2012-2013 годах на этих заводах реализованы крупные инвестиционные проекты, которые позволили ввести в строй современные линии по производству цемента сухим способом суммарной годовой мощностью 5,4 млн. т. На модернизацию трех предприятий было затрачено около 1,1 млрд. долларов.
Ввод в эксплуатацию и освоение новых энергоэффективных мощностей позволили обновить основные фонды, увеличить производительность труда, снизить энергоемкость производства, увеличить объемы экспорта цемента. За счет реализации комплекса мероприятий по снижению производственных затрат почти вдвое уменьшилась себестоимость цемента. Для повышения эффективности работы цементных заводов реализуется Программа эффективного использования мощностей организаций цементной промышленности на 2015-2020 годы.
В целях финансового оздоровления цементной отрасли в 2019 году принят Указ Президента, предусматривающий отсрочку и рассрочку платежей за потребленные энергоресурсы, а также по обязательствам перед республиканским бюджетом и банками. Это позволило несколько улучшить показатели деятельности цементных заводов по итогам работы за первое полугодие текущего года. Так, чистая прибыль получена ОАО «Кричевцементношифер» и ОАО «Белорусский цементный завод», ощутимо снижены чистые убытки ОАО «Красносельскстройматериалы».
Несмотря на улучшение ряда показателей, в цементной промышленности остается немало проблем.
Так, по итогам 2018 года организациями цементной промышленности не достигнуты 8 из 10 основных показателей программы, в том числе по эффективной загрузке производственных мощностей новых технологических линий цементных заводов, средней себестоимости 1 т цемента, средней выработке цемента на 1 работника и др.
Не в полном объеме выполняются мероприятия по снижению затрат и себестоимости продукции. Как следствие, с 2017 года цементные заводы недополучили около 10,8 млн. рублей. В результате на предприятиях цементной промышленности наблюдается рост затрат на 1 рубль произведенной продукции.
Проверки Комитета госконтроля выявили факты нерационального использования материальных ресурсов.
Так, из-за отсутствия полного и достоверного учета сырья, полуфабрикатов и готовой продукции ОАО «Белорусский цементный завод» в 2017 году допущено сверхнормативное списание сырьевой муки на производство клинкера, которое отнесено на себестоимость продукции. В 2018 году для ремонта участков внутризаводских железнодорожных путей в качестве подсыпки использовано 710 т цементного клинкера. При этом его стоимость оказалась почти в 4 раза выше стоимости щебня, который также использовался для этих нужд. Аналогичный факт использования клинкера для подсыпки временных автодорог был выявлен правоохранительными органами и в 2016 году.
Одной из причин сложной финансовой ситуации на предприятиях цементной промышленности является неэффективное расходование средств при закупках сырья и реализации готовой продукции. Для этого использовались многочисленные посредники, большинство из которых являлись необоснованными.
Например, холдинг «Белорусская цементная компания» с 2016 года весь объем каменного угля (около 1,3 млн. т), используемого в качестве топлива при производстве цемента, закупал через посреднические структуры.
Взаимодействие с посредниками при закупках ТМЦ привело к дополнительным финансовым расходам и, как следствие, к увеличению себестоимости производимой продукции. Только по выявленным фактам закупок материальных ресурсов (железной руды, гипсового камня, шаров мелющих и др.) дополнительные расходы организаций цементной промышленности в 2017-2019 годах составили около 8 млн. рублей.
В настоящее время правоохранительными органами проводятся проверочные мероприятия в отношении выявленных схем необоснованного посредничества.
Комитетом госконтроля установлены факты неэффективной реализации цемента на внутреннем рынке. Для отдельных посредников отгрузка цемента осуществлялась на льготных условиях в ущерб цементным заводам. Всего в 2016-2018 годах холдинг «Белорусская цементная компания» предоставил покупателям цемента скидок на общую сумму более 2,28 млн. рублей. При этом наибольшие скидки предоставлялись организациям-посредникам.
Наряду с предоставлением скидок некоторым посредникам цемент реализовывался с уплатой провозного платежа Белорусской железной дороге за счет заводов, хотя в соответствии с типовыми договорами на реализацию цемента расходы по доставке продукции осуществляются покупателем. В 2016-2018 годах за счет цементных заводов уплачено провозного платежа БЖД на сумму более 4,46 млн. рублей.
В отдельных случаях посредничество приобрело криминальный характер. Так, Департаментом финансовых расследований пресечена преступная деятельность одного из посредников, осуществлявшего поставку белорусским потребителям цемента, ранее отгруженного двумя белорусскими заводами в Россию. Приобретая цемент, который фактически на экспорт не вывозился, через российские фирмы по более низким ценам и без учета налога на добавленную стоимость, посредник реализовывал его государственным предприятиям на территории Беларуси. По выявленным фактам возбуждено 13 уголовных дел, в том числе в отношении руководителя организации-посредника и должностного лица одного из цементных заводов.
Коллегия Комитета госконтроля предложила Совету Министров рассмотреть результаты проверок на президиуме Совмина, а также рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц министерств и ведомств, виновных в невыполнении поручений главы государства. Предложения по повышению эффективности работы цементной промышленности также внесены в отношении Минстройархитектуры.