В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли напомнили о неправомерности общественного контроля в торговых организациях. Соответствующее разъяснение размещено на сайте МАРТ.
Проверки организаций, их обособленных подразделений вправе проводить только государственные органы и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Пунктом 5 названного указа предусмотрен прямой запрет на проведение общественного контроля коммерческими организациями и общественными объединениями, за исключением профсоюзов.
В ряде случаев деятельность лжеконтролеров осуществляется с применением противоправных методов: под видом защиты прав потребителей запугивают продавцов несоразмерными штрафами и понуждают продавцов заключать договоры на посещение нарушителями платных семинаров, заявляют в ведомстве. Торговые организации принимают решение о заключении подобного рода сделок ради сокрытия нарушений. Подобные действия и их мотивация по своей природе противоправны.
Зачастую субъекты торговли поясняют, что соглашаются на такие сделки ввиду высокого размера штрафа за просроченный товар (который больше стоимости обучающего семинара). Однако следует отметить, что согласно статье 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение правил торговли влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин, повторное нарушение правил торговли в течение одного года со времени установления первого нарушения – от 10 до 30 базовых величин, а за продажу просроченного товара предусмотрен штраф в размере до 500 базовых величин.
При этом, пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2018 г. № 7 «О развитии предпринимательства» установлено, что принятие решения о привлечении к административной ответственности должно основываться на принципах соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям.
Таким образом, государством предприняты меры по исключению оснований для деятельности лжеконтролеров.
Пресечь практику навязывания субъектам торговли платных образовательных услуг в обмен на сокрытие информации о выявленных в торговых объектах нарушениях торговые организации в состоянии самостоятельно, прекратив приобретение таких услуг и наладив должный внутренний контроль за соблюдением работниками требований законодательства о торговле и защите прав потребителей.
При этом МАРТ обращает внимание торговых организаций на необходимость обеспечения основополагающего права потребителей на качество и безопасность товара.