Объем экспорта белорусского продовольствия растет, а география поставок расширяется. При этом доля Российской Федерации в общем объеме экспорта снижается.
Такой вывод следует из анализа данных Минсельхозпрода об объемах экспорта за прошлый год.
В январе-ноябре 2019 года организациями Беларуси поставлено сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму 4,99 млрд. долл. США, что составило 104,0% к соответствующему периоду 2018 года. По итогам работы за 2019 год экспорт ожидается экспорт в объеме 5,49 млрд. долл. США или 104,2%, сообщает сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
География экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания за 11 месяцев 2019 года охватывает 99 стран мира против 95 в соответствующем периоде 2018 года, в том числе молока и молокопродуктов – 56 стран, мяса и мясопродуктов – 22 страны. Перечень освоенных стран в 2019 году пополнился 12 новыми: Афганистан, Ангола, Гвинея, Кения, Мавритания, Уганда, Белиз, Куба, Уругвай, Люксембург, Албания, Босния и Герцеговина.
Предприятиями Беларуси поставлена молочная продукция на шесть новых рынков Азии: Индонезию (сухое обезжиренное и цельное молоко, сухая молочная сыворотка), Афганистан (сухое обезжиренное молоко и сухая молочная сыворотка), Таиланд (сухая молочная сыворотка), Индию (сухая молочная сыворотка), Тайвань (прочая молочная сыворотка), Корею (сыры, масло животное, молоко и сливки несгущенные, сухая молочная и прочая молочная сыворотка).
Доля Российской Федерации в общем объеме экспорта по сравнению с 11 месяцами 2018 года снизилась на 0,9 процентных пункта и составила 78,2% или 3,9 млрд. долл. США.
Доля стран СНГ (без России) увеличилась на 0,5 процентных пункта и составила 11,5% или 577,4 млн. долл. США, стран дальнего зарубежья – на 0,4 процентных пункта и составила 10,3% или 513,1 млн. долл. США.
Доля Китая в общем объеме экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания составила 2,3% и выросла на 0,7 процентных пункта. При этом доля Китая в экспорте в страны дальнего зарубежья составила 22,3% (против 15,8% в аналогичном периоде прошлого года). Экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на китайский рынок за январь-ноябрь 2019 года достиг 114,4 млн. долл. США, что на 52,6% превысило объемы экспорта в соответствующем периоде 2018 года. По итогам работы за 2019 год ожидается экспорт в объеме более 120 млн. долл. США или рост на 52%.
Среди стран дальнего зарубежья основной объем экспорта продовольствия приходится на страны Европейского союза – 44% или 220,02 млн. долл. США (102,1% к январю-ноябрю 2018 года), из которых основными импортерами являются Литва – 84,3 млн. долл. США, Польша – 46,9 млн. долл. США, Германия – 25,9 млн. долл. США, Латвия – 15,9 млн. долл. США, Нидерланды – 12,6 млн. долл. США, Соединенное Королевство – 8,03 млн. долл. США, Бельгия – 7,17 млн. долл. США. В январе-ноябре 2019 года продовольственная продукция поставлялась в 21 страну Европейского союза.
В страны Азии и Океании, которые занимают 33% в экспорте в страны дальнего зарубежья, за 11 месяцев поставлено сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму 169,5 млн. долл. США (120,7% к январю-ноябрю 2018 года). Основные потоки экспорта продовольствия направлены в Китай – 114,4 млн. долл. США, Грузию – 10,6 млн. долл. США, Вьетнам – 8,9 млн. долл. США, Японию – 3,14 млн. долл. США, Израиль – 4,3 млн. долл. США, Филиппины – 3,2 млн. долл. США, Йемен – 1,2 млн. долл. США. Белорусскими организациями освоены 2 новых азиатских рынка – Афганистан и Таиланд.
В страны Африки экспортировано сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму 4,06 млн. долл. США. Организациями Республики Беларусь освоены 6 африканских рынков – Бенин, Кения, Ливия, Мавритания, Уганда и Судан. Основными импортерами являются Египет – 1,42 млн. долл. США (рост экспорта в 2,9 раза в сравнении с аналогичным периодом 2018 года, Ливия – 1,03 млн. долл. США, Ангола – 0,55 млн. долл. США, Бенин – 0,54 млн. долл. США.
В страны Америки и Карибского бассейна экспортировано сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму 6,28 млн. долл. США. Соединенные Штаты Америки являются основным импортером белорусского продовольствия, на долю которых приходится 82% экспорта или 5,13 млн. долл. США. По сравнению с анализируемым периодом 2018 года сельскохозяйственная продукция и продукты питания поставлена на 3 новых рынка стран Америки и Карибского бассейна – Белиз, Кубу и Уругвай.