Состав с нефтью утром 26 января прибыл на железнодорожную станцию Новополоцк. После формальностей, связанных с оформлением необходимых документов, нефть начала поступать на ОАО «Нафтан».
Нефть из Норвегии доставили в терминал компании «Клайпедос нафта» танкером Breiviken. Здесь ее перегружают в железнодорожные цистерны и транспортируется до белорусской границы составами Литовских железных дорог.
Как сообщает информагентство БЕЛТА, из Клайпедского порта на станцию «Новополоцк» состав из 59 цистерн общим объемом около 3,5 тыс. тонн прибыл 26 января в 8.10 утра. Всего же судно Breiviken доставило в порт Клайпеды 86 тыс. тонн норвежской нефти, которая должна поступить на ОАО «Нафтан» в течение ближайших двух недель.
Танкер с нефтью должен был прибыть в Клайпеду 22 января, но задержался из-за непогоды. Разгрузка началась 24 января.
«Расстояние от норвежского берега, где проходила погрузка в танкер, до нашего предприятия, а это 2,3 тыс. км, нефть преодолела менее чем за 7 суток. Первый состав из порта Клайпеды достиг станции «Новополоцк» в течение суток. Сейчас начинаются определенные технологические операции по сливу нефти, подготовке для переработки, и непосредственно после этого мы начнем ее перерабатывать. Остальная часть танкерной партии будет доставляться ритмично по одному-двум составам в сутки», — сообщил корреспонденту БЕЛТА генеральный директор ОАО «Нафтан» Александр Демидов.
По его словам, норвежский сорт североморской нефти, которую получило предприятие, называется Johan Sverdrup. Он добывается на норвежском континентальном шлейфе в промышленных масштабах с четвертого квартала 2019 года. «Качество этой нефти довольно интересное. В мире этот сорт уже называют конкурентом российского Urals. На рынок он вышел довольно уверенно за счет своих качественных характеристик.
Например, содержание серы в этой нефти в два раза меньше, чем в Urals, а выход светлых нефтепродуктов при ее переработке, как показал лабораторный анализ, несколько выше, чем при переработке Urals. То есть потенциал и перспектива в принципе, на мой взгляд, у этого сорта по сравнению с Urals очень серьезная», — констатировал руководитель.
Говорить более предметно о дальнейших перспективах использования норвежской нефти, по мнению Александра Демидова, можно будет после проведения всех анализов. «Мы взяли этот сорт первый раз, сейчас отработаем все аспекты, начнется его переработка на технологических установках, после этого сделаем технологические выводы по поводу дальнейшей работы. На наш взгляд, это неплохой сорт. Важен и тот аспект, что приобретается сырье без посредников, непосредственно у одной из компаний, которая участвует в проекте по добыче нефти на норвежском шлейфе. К тому же у нас сложились хорошие отношения с поставщиками», — добавил гендиректор.
Александр Демидов подчеркнул, что перед предприятием в любом случае поставлена задача на системной основе поставлять альтернативное сырье. «Этим мы сейчас и занимаемся. У нас есть база данных технических сортов, в настоящее время мы ее оптимизируем, смотрим новые сорта, которые появляются на рынке, выделяем среди них наиболее оптимальные с точки зрения технологических параметров и экономики. Исходя из этого, и будем определяться дальше по долгосрочной программе», — подытожил руководитель.
После окончания необходимых операций по входному контролю качества нефти первые тонны поступили в резервуары «Нафтана». Следующий состав на предприятии ждут сегодня ночью.
Суточная норма переработки на «Нафтане» — около 25 тыс. тонн сырой нефти. Будет ли Беларусь и в дальнейшем закупать нефть в Норвегии, пока неизвестно.
Россия 1 января остановила поставки нефти в Беларусь из-за того, что не были достигнуты договоренности по цене. Белорусские НПЗ (Мозырский НПЗ и «Нафтан») снизили загрузку до технологического минимума. 4 января «Белнефтехим» сообщил о договоренности с российской компанией на поставку первой партии нефти, закупаемой по цене без премии. В правительстве заявляли, что изучаются все возможные варианты альтернативных поставок.
Поручение оперативно обеспечить поставку нефти из альтернативных источников дал Александр Лукашенко. Прежде всего речь идет о поставках железнодорожным транспортом из портов на Балтике, а также о задействовании для альтернативных поставок нефтепровода «Дружба», сообщала пресс-служба президента. Президент заявил, что при отсутствии договоренностей с Россией Беларусь может реверсом качать американскую или саудовскую нефть через Польшу по магистральному нефтепроводу. По словам Лукашенко, в РФ нужно закупать 30-40% нефти, остальное — у других продавцов.
Минск занимается поиском альтернативных поставщиков нефти из-за разногласий с Россией по ценам на сырье. Белорусские НПЗ пока не подписали долгосрочные контракты с крупными российскими поставщиками. Закупка сырья осуществляется по договоренности с нефтяными компаниями группы «Сафмар» близкого к Лукашенко российского бизнесмена Михаила Гуцериева. В январе ожидается 750 тыс. тонн нефти, что составляет около половины сложившегося в последние годы месячного объема переработки.
Нефтеперерабатывающие заводы в Мозыре и Новополоцке работают при минимальной загрузке. Ранее экспорт нефтепродуктов и собственной нефти был временно остановлен, чтобы избежать дефицита топлива на внутреннем рынке. 21 января, по сообщению «Белнефтехима», экспорт нефтепродуктов возобновился.