Резкий разворот Лукашенко на Восток и его заявления о готовности к углубленной интеграции с РФ активизировали вопрос возможной компенсации Беларуси потерь от налогового маневра в нефтяной сфере. В свое время эта проблема подстегнула официальный Минск к поиску нефтяной альтернативы, что стало демонстрацией его намерений выбраться из интеграционных объятий Москвы.
Налоговый маневр как фактор поворота Минска к политике многовекторности
Напомним, Россия с 1 января 2019 года приступила к завершению налогового маневра в нефтяной отрасли. Он предусматривает снижение в 2019-2024 годах ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на 5 п.п. в год с доведением ее до нуля к 2024 году, а также одновременно повышение в РФ ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате с 2024 года цена российской нефти для Беларуси приблизится к мировой.
Цена этого вопроса для белорусской экономики очень высока. Ранее официальный Минск оценивал потери от налогового маневра за шесть лет его проведения в РФ суммарно в USD11 млрд. Позже эта цифра была скорректирована с учетом изменившейся нефтяной конъюнктуры. По оценкам белорусских властей, с 2019 года по 2024 год потери белорусских НПЗ от налогового маневра при мировой котировке нефти USD60 за баррель составят USD5,8 млрд. К этой сумме следует добавить потери белорусского бюджета, которые в этот период оцениваются в USD3 млрд.
По оценкам, в 2020 году Беларусь потеряет из-за налогового маневра около USD400 млн. Потери бюджета в 2021 году от российского налогового маневра правительство Беларуси оценивает в BYN350 млн (около USD136,4 млн). Оценка сделана с учетом прогнозной мировой цены на нефть в USD40 за баррель.
Можно сказать, что белорусские власти никогда не прекращали попыток добиться от РФ компенсации потерь от налогового маневра. Они использовали весь свой арсенал возможностей для торга, в том числе апеллировали к соглашению ЕАЭС, при подписании которого стороны урегулировали все спорные вопросы по условиям поставок газа и нефти для Беларуси.
Однако Кремль был непреклонен. Правительство России четко заявило о нецелесообразности предоставления Беларуси нефтяных компенсаций. Вслед за чем Минфин РФ порекомендовал официальному Минску решать этот вопрос в рамках реализации «дорожной карты» по унификации налогового законодательства. Проектом этого документа предусмотрено подписание ряда межправительственных соглашений о применении в Беларуси норм Налогового кодекса РФ в отношении всех налогов и сборов, а также налогового администрирования (за исключением единичных изъятий).
Напомним, правительства Беларуси и России в сентябре 2019 года парафировали программу углубления интеграции в рамках Союзного государства, а также утвердили перечень из 31 «дорожной карты» в различных сферах. Планировалось подготовить и согласовать проекты к ноябрю, после чего президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин должны были утвердить весь пакет интеграционных документов 8 декабря 2019 года. Однако подписание пакета не состоялось.
После чего посол Беларуси в России Владимир Семашко признал, что вопрос по компенсации издержек из-за налогового маневра – одна из самых сложных проблем в двусторонних отношениях Минска и Москвы. «Пока мы не договоримся по унификация налогового законодательства, невозможно будет развязать этот вопрос», – подчеркнул Семашко.
Госсекретарь Союзного государства Росси и Беларуси Григорий Рапота также назвал последствия налогового маневра в нефтяной сфере России основной проблемой в белорусско-российских отношениях. «В прошлом году в России введен налоговый маневр, который отразился на всех энергоносителях. И, естественно, белорусская сторона поставила вопрос о том, что, поскольку вы приняли такой закон, мы несем убытки. Их можно не считать убытками, но во всяком случае тем планам на формирование бюджета, которые были у белорусской стороны, теперь не суждено сбыться», – цитировало Рапоту ИА Белта в начале июля.
По его словам, в ответ российская сторона поставила условие: она готова подумать над этим вопросом, но при этом необходимо определиться с тем, какое образование создают два государства. «Были созданы рабочие группы по 31-й дорожной карте, которые по идее должны были ответить на этот вопрос. На этот вопрос окончательного ответа пока нет, а ценообразование пока остается предметом обсуждения», – сказал Рапота. «Это, пожалуй, основная проблема, которая возникла у нас в экономических отношениях и, наверное, как-то отражается и на политических», – заявил он.
Торг за нефтяную компенсацию: новый дубль
Любопытно заметить, что посол Беларуси в России Владимир Семашко еще в начале июня сообщил о готовности белорусской стороны в сентябре-октябре 2020 года вернуться к интеграционным переговорам, в рамках которых ранее уже было согласовано 28 «дорожных карт».
Неужели за два месяца до президентских выборов в Беларуси посол уже прогнозировал острейший политический кризис в стране и ожидаемую на этот кризис реакцию белорусских властей – поворот на Восток?
Похоже, что сейчас этот сценарий начинает сбываться. По крайней мере, госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота это уже поспешил подтвердить. «Движение (по компенсации российского налогового маневра для Беларуси – ред.) есть. Насколько оно будет быстрым и насколько быстро даст результаты, мне сказать трудно. Но движение началось. Мне кажется, достигнуто некое взаимопонимание, как двигаться дальше», – сказал Рапотта в эфире телеканала «Беларусь-1»20 сентября.
Он считает, то «решать эту проблему в любом случае придется». «Это понимание есть. И это заставляет обе стороны работать», – сказал Рапота.
Пока вопрос компенсации обсуждается на межведомственном, межправительственном уровне. На площадку Союзного государства он еще не вынесен. «Но, видимо, будет, поскольку уже сейчас предложено рассмотреть вопрос о гармонизации налогового законодательства», – добавил Рапота.
Выполнит ли Минск условие Кремля?
Очевидно, что позиция Москвы в отношении компенсации потерь Беларуси от налогового маневра после выборной кампании в стране не изменилась. Отметим, что эта позиция остается неизменной на протяжении последних полутора лет, за которые в России успело смениться правительство. Недавно премьер-министр РФ Михаил Мишустин в очередной раз увязал вопрос нефтяной компенсации с реализацией «дорожных карт» по углублению союзной интеграции.
«Я глубоко верю в потенциал Союзного договора. Считаю, что работа, которая была проведена, связанная с интеграцией и проработкой «дорожных карт» по всем направлениям взаимодействия с Белоруссией, была сделана отличная. Верю в то, что если мы совместно по этим картам создадим единое пространство, в частности, и примем, так сказать, с изъятиями, возможно, единый налоговый кодекс. Когда мы сможем унифицировать наши ставки, подходы, то мы сможем разговаривать, в том числе о механизме ценообразования на энергоносители уже, как в принципе и предлагают наши белорусские партнеры… Предложения мы свои сказали, обозначили нашу позицию», – заявил он в ходе отчета правительства РФ в Госдуме РФ 22 июля.
Таким образом, очевидно, что Москва без углубленной интеграции субсидировать белорусскую экономику не намерена. В то же время столь же очевидно, что нынешний острейший политический кризис в Беларуси и уже признанная Европой нелегитимность А. Лукашенко являются плохим фундаментом для возвращения союзников к переговорам по «дорожным картам».
К тому же, не факт, что Лукашенко готов к переговорам на условиях Москвы. В интервью представителям российских СМИ 8 сентября он заявил о неизменности белорусских подходов в вопросах интеграции – «на равноправной основе» и на базе уже существующих в Союзном государстве институтов.
Что может означать неготовность Лукашенко к подписанию всех «дорожных карт», а стремление для сохранения собственного политического веса продолжить интеграционный торг по принципиальным опросам. Согласиться на российские условия его может заставить разве что обострение экономических и политических проблем в стране, когда деваться ему будет уже некуда.
Татьяна Маненок