7 апреля правительство подписало постановление «О регулировании цен». Документом установлены перечни товаров и лекарственных средств, в отношении которых установлено ежемесячное ограничение повышения цен (повышение цены на них более чем на 1,2 % в месяц должно быть согласовано с Комиссией по ценообразованию при Совмине).
К чему приведет дальнейшее регулирование цен со стороны государства? И что происходит с ценами уже сейчас?
Разберемся в ситуации с сопредседателем Минского столичного союза предпринимателей и нанимателей Виктором Маргеловым и экономистом Сергеем Балыкиным.
Виктор Маргелов: Многие продукты уже сейчас в дефиците
— Можно понять мотивы того, почему правительство решило ужесточить ценообразование. Со стороны это красиво воспринимается – как борьба за интересы трудящихся. А с другой стороны, когда в стране вроде как происходит стабилизация валютного курса, значит и цены надо возвращать назад.
Есть маленькое «но». В очередной раз приходится говорить, что у нас нет чисто белорусских продуктов питания, а про промтоварную группу и говорить не приходится: практически в каждом продукте есть импортная составляющая. Чтобы поддерживать рентабельность – цены надо повышать.
Правительство собрало все документы по ценообразованию, принятые ранее, и сделало из него сводный документ. Согласно ему запрещено повышать цены более чем на 1,2% по списку. А список социально значимых товаров очень большой. Вопрос в другом. Со многими из них и так сейчас перебои. Например, цыплята бройлерные, сухие макаронные изделия – их уже особо нет в продаже, не понятно, что делается с куриным яйцом – цены неопределенные, но с явной тенденцией к повышению. Очень высок риск, что мы будем наблюдать дефицит этих товаров. Торговля, получив, свою наценку, сделает и продаст, а вот смогут ли производители работать, повышая цены на 1,2%, не знаю. Скорее всего, нет.
Что лучше: разорение сетей или пустые прилавки
— Значительно расширен перечень товаров, на которые установлены предельные торговые наценки. Это усложняет ценовое регулирование, работу предприятий и приводит к тому, что практически невозможно не нарушить это законодательство. Когда список безграничный, то хочешь-не хочешь, а где-нибудь да ошибешься. В первом квартале за нарушение правил в ценообразовании с торговли собрали штрафов больше, чем за весь предыдущий год. И эта тенденция только усиливается.
Чем это опасно?
Есть две крайности. Огромные штрафы за нарушение ценообразования приведут к разорению торговых сетей, но к более-менее нормальному ассортименту на прилавках. Либо у нас будут полупустые прилавки, зато хорошее исполнение действующего законодательства по ценообразованию, но все равно с последующим разорением торговых сетей. По имеющейся у нас информации, не очень хорошие времена переживает вся торговля, но особенно это заметно по крупным торговым сетям.
Понятно, что добавляются еще предельные цены на туалетную бумагу, мыло и т.д. Каким образом это повлияет на рынок? Например, туалетной бумаги по нормальным ценам нет. Это очень больная позиция сейчас: то ли торговые сети не будут ее вообще поставлять, потому что нарушают ценообразование, то ли она будет продаваться очень дорого – в нарушение законодательства.
Белорусские яблоки исчезли в течение 3 дней
— Для импортеров установлены предельные наценки. Прежде надо разобраться, кто их составлял, потому что абсолютное большинство позиций в предельных наценках импортеров надо еще поискать. Например, вареную колбасу в страну вроде не завозят, но она здесь фигурирует.
Предельные оценки на импортные фрукты установлена в 40%, за исключением яблок. А по яблокам получается следующая ситуация: сначала цены на яблоки держались в жестких границах, и пока граница была закрыта, производителям яблокам не оставалось ничего другого, как отдавать дешево на местных рынках либо поставлять в торговлю. Но белорусские яблоки вывезли в течение трех дней, как только открылась граница с Россией. Украинская граница закрыта, молдавские яблоки не доедут, и польские яблоки под санкциями. Кое-где яблоки еще есть, но цены уже приближаются к недоступным (от 4 рублей и выше за килограмм).
Белорусской капусты в продаже нет уже месяца два. Но яблоки и капусту исключили из списка предельных цен – теперь на них установлена только предельная наценка.
Определены предельные цены на товары из стабилизационных фондов: на картошку, морковку, свеклу и лук. В стабилизационных фондах качество продукции, как правило, весьма низкое, но кто-то торгует и такой продукцией. Для тех, кто этим занимается, это будет убыточная деятельность: возьми картошку со стабилизационного фонда, выкинь треть гнилой – и продай за предельную наценку по 10-15%. По большому счету, это еще и удар по стабилизационным фондам: десять раз надо подумать, прежде чем взять оттуда продукцию на реализацию.
Поставки белорусского продовольствия сопровождаются перебоями и дефицитом
— Цены ограничивают-ограничивают, а они все равно растут. Особенно рванули были цены на импортные товары, стали заоблачными настолько, что торговля просто перестала их заказывать. Наше предприятие еще не собралось с силами, чтобы заказать у поставщиков свежий алкоголь: цены там вообще…
Сейчас, когда курс доллара опускается, цены на импортные товары должны уменьшаться. Но я бы пока не сказал, что мы это видим, пока крайне медленно происходит откат цен. Есть очень большой разрыв между сильно подорожавшим импортом и пока медленно дорожающим продовольственным товаром. Вопрос в другом: белорусский продовольственный товар часто сопровождается дефицитом и перебоями во время медленного дорожания. Так, например, в стране не решен вопрос с крупной солью – ее нет; рынок насытили мелкой солью, а народ требует крупной – на закатки.
Хотя насыщение рынка пока еще достаточно высокое, и предпосылок к тому, чтобы был малый выбор белорусских продуктов питания пока не видно. Но при условии, что цены будут разумно адаптироваться к текущей экономической обстановке. Если они будут подниматься, вполне возможно серьезное ухудшение деятельности субъектов хозяйствования: производителей и объектов торговли, в том числе и оптовой. А дальше пойдут провалы – сначала в неплатежах, а потом уже – в поставках продукции на прилавки.
Ситуация очень непростая. В условиях, когда реального роста зарплат не планировалось даже до войны (рост на 2%), понятно желание максимально поддержать население за счет экономики. Посмотрим, что получится.
Сергей Балыкин: Ручное регулирование провоцирует рост цен
— Государственное регулирование цен не эффективно в длительной перспективе, хотя в краткосрочной перспективе можно получить определенные дивиденды.
Собственно, ручное регулирование и провоцирует рост цен. Если устанавливают фиксированную надбавку либо фиксированную границу изменения цен, то продавец всегда будет стремиться устанавливать максимальные цены. А когда цены регулируются рыночными механизмами, за счет конкуренции, для распродажи определенного товара можно пойти на установление скидок, даже продавать товар ниже себестоимости – и такое случается при определенных условиях (когда ты уже достиг запланированной прибыли, то можешь продать товар ниже себестоимости, чтобы просто освободить место на складе и получить оборотные средства). Когда же устанавливают административные границы (предельную наценку или границы изменения цен), то всегда будешь стараться работать по максимуму, даже чисто психологически.
Ручное регулирование цен может быть эффективным в какой-то краткосрочной перспективе: чтобы предупредить панику на рынке, пережить ажиотажный спрос с наименьшими потерями, ограничить краткосрочные флуктуации цен. Но когда регулирование цен происходит из года в год, когда оно становится постоянным, мы теряем очень много рыночных механизмов. И в конечном итоге придем к предельно возможным ценам.
Константин ОКТЯБРЕВ