Всего 629 проданных в мае автомобилей и общий спад продаж на 41% возвестили о созревшем кризисе на белорусском рынке новых авто, который в аналогичных масштабах наблюдается и в России.
По статистике прошлого года, 86% проданных в Беларуси новых машин были российской сборки, а значит, пока не восстановится прежний уровень производства, править бал будут бэушные иномарки, ввезенные на союзный рынок через Беларусь, считает колумнист Sputnik Николай Левчук.
Время перекупов
В мае 2022 года в Беларуси произошло как раз наиболее ощутимое падение продаж – минус 30% по сравнению с апрелем, а по сравнению с маем 2021-го – минус 83%. Согласно статистическим данным, в январе-мае 2022 года в стране продано всего 10606 новых автомобилей. То есть минус 41% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Это не значит, что на авторынке упал спрос – скорее, наоборот, но перебои с поставками из ЕС, остановка ряда производств в России и резкий рост цен вызвали спад продаж именно новых автомобилей.
Ввиду нарастающих проблем с комплектующими российские производители последние несколько месяцев повышали отгрузочные цены для белорусских дилеров. Их рост составил до 70%, а укрепление российского рубля подняло эту планку вплоть до 95%. Прайс-листы для конечного потребителя заметно «потяжелели», а «жирные» комплектации стали и вовсе труднодоступными, к тому же ухудшились условия кредитования.
Белорусские дилеры сейчас сосредоточились на обслуживании уже проданных машин или сервисе марок, на которых они специализируются. Неужели грядет время дешевого обслуживания у официалов?
Не стоит думать, что дефицит машин – исключительно российская проблема, проецируемая на рынок Беларуси. Пандемия и перебои с чипами сделали ее общемировой, лишь обостряя союзный дефицит, причем тенденция спада продаж в Беларуси началась еще в конце 2020 года, а ей предшествовало сметание всех складских запасов. Вторичный рынок сразу отреагировал некоторым повышением цен, а Беларусь стала превращаться в союзный хаб по ввозу доступной «бэушки», ведь 140-й «льготный» указ никто не отменял.
Анализ рынка авторынка приводит к неутешительным для кошелька выводам: автомобили, еще относительно недавно стоившие в салоне $12-13 тысяч, сейчас продаются по 16-18, а порой цена доходит до 20 тысяч. Та же LADAGranta, пару лет назад стоившая $6 тысяч, а в конце прошлого года $9 тысяч, сейчас выставлена за 13. Спрос сохранился, но многие из тех, кто хотел бы купить машину, не делают этого не только из-за дороговизны, но и из-за турбулентности в экономике. Помните, как резкое ослабление российского рубля в конце 2014 – начале 2015 года на несколько лет переориентировало белорусов на автомобили из России? Сейчас маятник качнулся в обратную сторону: российские покупатели ринулись в Малиновку и Ждановичи.
Весть от «Весты»
Получается, что сейчас за одну и ту же цену разница между новым и подержанным, но не сильно старым автомобилем в классе, технике, уровне оснащения может быть такой, что смысла в машине из салона нет. К примеру классические новые «бюджетники» – седаны, хэтчбеки и универсалы сегмента В+ теперь оказываются в ценовом диапазоне от 40 000 до 60 000 белорусских рублей ($15 630-23 450 по текущему курсу). Лишь Lada Granta продается несколько дешевле. К бюджетникам, к примеру, относятся Hyundai Accent (43 900-59 900 руб.), Kia Rio (48 000-59 625 руб.), VW Polo (50 990-70 290 руб.).
Нынешние цены на популярные автомобили вызывают шок – и заставляют оглядываться в поисках альтернативы. Остаются и новые машины, к которым, скорее всего, останется интерес. Так, лидирующая на белорусском рынке Lada Vesta (4803 проданные единицы за прошлый год) в кузове седан стоит 39 880-43 550 руб. Но она дешевле по сравнению с одноклассниками и неслучайно возглавляет белорусский рейтинг. Заметно подорожавшие китайские кроссоверы остаются привлекательными из-за широкой широкой линейки специальных программ финансирования в белорусских рублях или валюте.
В ценовом сегменте от $15 000 до $23 000 на белорусском рынке огромный спектр предложений свежей «бэушки» в B, C, D классе, минивэнов и кроссоверов. Волна покупателей из России и СНГ в целом в Беларусь привела к повышению спроса на бэушные авто, особенно те, что дороже $20 000. Причем россияне любят эксклюзивные комплектации, вот и едут в Минск, где машину можно купить не только с рук, но и в одном из автосалонов, которые гарантируют прозрачность сделки. И никаких «допов», навязыванию которых так возмущаются в России при покупке новых авто.
Казалось бы, спрос должен подстегнуть цены, но их рост не спешит разгоняться вслед за новыми автомобилями. Есть уже устоявшие ценовые стереотипы, да и кредиты пока слишком дорогие. Если и наблюдается некоторый рост, то его, скорее, подталкивает повышение цен в ЕС. В США же, напротив, наблюдается понижение ставок на автоаукционах.
Россияне едут за машинами в Беларусь, потому что могут взамен новой Lada за те же деньги купить «нафаршированные» бэушные аналоги. Так, Lada Vesta из салона со всеми «допами» и накрутками продается от 1 млн российских рублей, за эти же деньги в Беларуси можно купить 3-5-летние Ford Focus, Renault Megane или Peugeot-308 из Европы в «жирных» комплектациях. Сравнение справедливо и для машин более высокого класса как европейского, так и американского происхождения.
Российский «пылесос» в Беларуси
В России после покупки авто в Минске обязательна установка модуля ГЛОНАСС (кроме тех, что ввезены до марта 2021 года), российский покупатель получает электронный ПТС и оплачивает утильсбор. Постановкой на учет в ГИБДД можно заниматься с получением таможенного приходного ордера – весь процесс от пересечения границы с Беларусью до получения номеров укладывается в одну неделю.
Согласно анализу сделок АО «Электронный паспорт», в мае 2022 года падение продаж легковых авто с пробегом было зафиксировано в 7 из 8 федеральных округов России. Небольшой рост на 1% наблюдался лишь на Северном Кавказе. По данным агентства «Автостат», всего в мае жители России купили 326,7 тыс. легковых автомобилей с пробегом, что на 7% меньше, чем в апреле 2022 года, и на 30% ниже результата мая прошлого года. Это во многом объясняет «консервацию» цен на союзном авторынке, но вполне возможно означает их замирание перед рывком.
«Бэушные» автомобильные предпочтения россиян имеют особую специфику. Так, по данным того же «Автостата», в приоритете стабильно остается LADA. Согласно майским результатам, лидирует хэтчбек 2114 «Самара» (8,9 тыс. перепроданных экземпляров), второе место заняла LADA 2107 (8,3 тыс. единиц) и LADA 2170 «Приора» (7,7 тыс. единиц). Среди иномарок в мае лидирует Hyundai Solaris (6,8 тыс. единиц), замыкает пятерку лидеров Ford Focus (6,8 тыс. единиц).
Опыт белорусских продавцов показывает, что устойчивым спросом пользуются большие (и по объему двигателя, и по размеру) приобретенные на аукционах «американцы», которые традиционно приходятся по душе россиянам.
Тарифы растаможки предопределяют наиболее выгодный ввоз на территорию ЕАЭС машин возрастом от 3 до 5 лет. Сервис «СберАвто», который специализируется на купле-продаже машин онлайн, опубликовал актуальную среднюю стоимость подержанных авто на российском вторичном рынке. В возрастном сегменте от трех до пяти лет она составила 1,3 млн российских рублей ($22 800).
Такой «пылесос» спроса со стороны россиян потенциально способен вычистить белорусский рынок «бэушки». Для этого есть и другие основания – в 2022 году прогнозируется 50-процентное падение рынка новых авто в России. В лидерах продаваемости здесь неизменно «Лада», которая старается не упустить момент ухода с рынка западных брендов, чтобы заполнить пустующие ниши, но для этого надо восстановить прежний уровень производства. В качестве базовой стратегии избрано продление жизни уже проверенных моделей.