Белорусский бизнес похоже ожидает очередная волна упорядочения и переформатирования. В частности, индивидуальных предпринимателей в очередной раз похоже попытаются превратить в юридические лица. Вот только вопрос о целях этой кампании снова остается открытым.
Намедни белорусский президент Александр Лукашенко провел большое совещание с руководством Совмина посвященное в том числе и проблемам малого бизнеса. Официальный лидер произнес множество правильных слов о простоте и прозрачности условий для бизнеса, о понятных правилах игры в экономике и о недопустимости излишнего давления на предпринимателей. С подобными тезисами нельзя не согласится и ни один здравомыслящий человек не станет возражать против этого.
Однако не все так гладко и гламурно, как может показаться на первый взгляд. Говоря правильные вещи, А. Лукашенко вновь озвучил идею необходимости «трансформации» индивидуальных предпринимателей в юридические лица. «Нужно создать предпринимателям стимул к трансформации в юридическое лицо. Это факт», — заявил белорусский лидер.
По его словам, индивидуальный предприниматель должен быть по своей сути индивидуальным: «Это фактически ремесленник. Это человек, который делает то, что никто кроме него сделать не сможет. А у нас что произошло — все стали предпринимателями — от военно-промышленного комплекса до свадебных и похоронных ритуалов». И продолжил, обращаясь к неведомому ИП: «Иди плети корзины! Шляпы делай!»
Справедливости ради отметим, что Лукашенко попытался смягчить риторику и заявил, что такая «трансформация» должна носить эволюционный характер и основываться на стимулах. Вот только стимулы эти больше похожи на принуждение.
Как доложил во время совещания министр экономики Александр Червяков, для совершенствования предпринимательской деятельности подготовлен проект закона, сообщает БЕЛТА. Цель законопроекта — повысить уровень участия граждан в финансировании государственных расходов за счет введения простых условий и стимулов для организации и масштабирования своего дела.
«В части экономических стимулов. С 2023 года для индивидуальных предпринимателей планируется полностью исключить применение упрощенной системы налогообложения. В качестве основного налогового режима использовать подоходный налог с увеличением его ставки с 16 до 20%, а с 2024 — до 25%. Сократить перечень видов деятельности для уплаты единого налога и увеличить его ставки в полтора-три раза. Одновременно с этим для микроорганизаций сохраняется возможность использования упрощенной системы налогообложения: 6% от выручки», — рассказал Александр Червяков.
Подобная оригинальная трактовка стимулирования могла бы вызвать недоумение, если не вспомнить, что стимулом в Древнем Риме называлась острая палка, которой погоняли рабов и скот.
Вопрос целесообразности
И все-таки вернемся к главному вопросу о необходимости «трансформации» ИП в юрлица. Остается открытым вопрос о цели подобной кампании и о ее возможных выгодах.
Едва ли в нашем случае можно говорить о фискальном выигрыше для государства. Индивидуальные предприниматели всегда давали в бюджет около 3% и едва ли можно рассчитывать на существенный рост поступлений от них.
Если ИП все-таки создадут юрлица и станут применять упрощенную систему налогообложения, то поступления в бюджет останутся на том же уровне – ставка налога при УСН для юрлиц остается прежней.
Если же ИП станут самозанятыми и будут платить налог на профессиональный доход, то они отдадут 10% своей выручки и в эту сумму уже войдут отчисления в ФСЗН. Поэтому и в этом случае государство вряд ли что-то выиграет.
Говорить о том, что юридические лица проще контролировать тоже не приходится. Проверять физических и юридических лиц можно с одинаковой легкостью, а посадить юридическое лицо за решетку и вовсе невозможно.
Новые юрлица — новые проблемы
Создание большого количества юридических лиц повлечет многочисленные юридические и финансовые издержки. Как-никак, а нужен отдельный бухгалтер для ведения отчетности, да и все это более сложная система делопроизводства.
Опыт заграницы нам показывает: там большинство субъектов хозяйствования – физические лица, то есть индивидуальные предприниматели. В той же России более 60% – это ИП. В ЕС и США и того больше – порядка 70%. Малый бизнес в основном и держится на физлицах, потому что вести такой бизнес человеку проще: плати налоги – и все будет в порядке.
С самозанятыми тоже не все просто. Например, непонятно как другие субъекты хозяйствования будут с ними рассчитываться.
С ИП все понятно: они открывают счет, как и юрлицо, только на другом балансе, и платежи с ними идут в том же порядке, в каком и с юрлицами. А что будет с самозанятыми – придется решать и это вопрос, принимать новые нормативные акты? Но это же огромная работа для ведомств.
Опять же, ИП, которые будут переходить в самозанятые, придется пройти процедуру регистрации, пусть и предельно простую, но все же это еще одна бюрократическая процедура. Потом предпринимателям самим придется потратить время и закрыть ИП, либо же это сделает госорган через два года в связи с тем, что 24 месяца не велась деятельность. Но это сотни тысяч ликвидационных дел, да и процедура не совсем быстрая и простая, уточняет эксперт.
Уроки истории не усвоены
Но вернемся к вопросу о появлении юридических лиц и необходимости их создания. Исторически юридические лица в современном их понимании изобретение 19-го века. В это время начали активно развиваться капиталистические отношения и потребовалась некая форма объединения капиталов.
Несколько предпринимателей объединяли свои капиталы и создавали юридическое лицо для удобства ведения предпринимательской деятельности. Это юрлицо выступало в коммерческом обороте от своего имени, а не от имени участников, его имущество было обособленным, а ответственность участников ограничивалась вкладами в уставный фонд. По своей сути юридические лица – фикция, принятая для облегчения и удобства ведения предпринимательской деятельности. И создание юрлица должно быть обусловлено желанием предпринимателя и деловой необходимостью, а не требованием бюрократа.
Чиновники пытаются создать что-то, чего не было в истории. Экономика существует 5 тысяч лет и большую часть времени без юридических лиц справлялась прекрасно: торговля шла, континенты открывали, купцы по шелковому пути на верблюдах ходили, мануфактуры были.
А желание всех загнать в юрлица – фетишизм со времен СССР, когда частное предпринимательство было запрещено и нужно было придумать какую-то форму организации хозяйственной деятельности. В Советском Союзе, как известно, господствовала марксистская идеология. Эксплуатация человека человеком исключалась, частной собственности не было, а в хозяйственной деятельности участвовали исключительно социалистические организации – государственные, кооперативные и общественные.
Бизнес выживет – но какой ценой?
Понятно, что внедрение новых инициатив по контролю за частным бизнесом не уничтожит предпринимательскую жилку в людях. Те, у кого есть свое дело, постараются всеми силами его спасти.
Бизнес всегда старается выкрутиться. Закрываются уже от безысходности. Каждый будет выживать по-своему, кто как может. Кто-то в «черную» пойдет, кто-то самозанятым станет, кто-то создаст юрлицо и разорится, а кто-то – станет богаче. Проблема не в этом, как бизнес будет искать выход из ситуации, проблема в другом – вся эта ситуация создается искусственно, она не имеет никакого обоснования.
Например, предложенная идея налога на профессиональный доход – в целом здравая, и к ней нужно лучше присмотреться. Она уместна для тех же индивидуальных предпринимателей, но без их принуждения к трансформации.
Принуждение – это само по себе плохо, бессмысленно. А что потом делать властям с огромным количеством юридических лиц, которые будут созданы и которые будут висеть с пустыми счетами? Опять создавать комиссии при ведомствах по их упорядочению или что?
Идеи чиновников по изменениям в работе предпринимателей – не более чем бюрократическая затея. А потому и какого-либо положительного эффекта от их реализации ждать в перспективе не стоит.
Сергей БАЛЫКИН