Депутаты приняли во втором чтении законопроект о лицензировании

Депутаты на заседании девятой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «О лицензировании», передает корреспондент БЕЛТА.

«Проект закона «О лицензировании» внесен Советом Министров 24 сентября 2021 года и принят в первом чтении 22 декабря 2021 года», — сказал заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Александр Гранковский. — Документ предусматривает комплексный, целостный и систематизированный подход в области законодательства о лицензировании».

«По этому законопроекту проведена очень большая и непростая работа. Поступило большое количество замечаний. Важно, что комиссия постаралась их учесть, где-то по различным вопросам найден консенсус. И в целом, считаю, подготовлен качественный и востребованный законопроект, где соблюден баланс интересов и государства, и бизнеса», — отметил председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко.

Основополагающие моменты законопроекта — четкость в определении лицензируемых видов деятельности и составляющих их работ и (или) услуг, лицензирующих органов, полномочий этих органов; порядок предоставления лицензий, их приостановления и прекращения, что повышает гарантии обеспечения и защиты прав субъектов лицензирования; определение четких принципов лицензирования.

Проектом закона также определены долицензионные требования для соискателей лицензии и лицензионные требования для лицензиатов с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности, открытости и доступности информации о порядке лицензирования, исчерпывающий перечень грубых нарушений законодательства.

Документ предусматривает, в частности, обеспечение цифровизации лицензирования, то есть максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами, а также изменение подходов к лицензированию деятельности по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов (предлагается сохранить лицензирование, исключив ограничение круга субъектов, которые могут получить лицензию) и определение подходов к лицензированию массажа.

Кроме того, предполагается отмена обязанности открытия представительств иностранными соискателями лицензий, что будет способствовать снятию барьеров для международной торговли услугами, послабление для отдельных лицензируемых видов деятельности в виде изменения определения грубых нарушений, влекущих за собой правовые последствия осуществления предпринимательской деятельности, повышение самостоятельности лицензирующих органов. Предусмотрено специальное регулирование по отношению к законодательству об административных процедурах. Этот подход послужит достижению нормотворческой экономии и позволит избежать множественных корректировок закона «Об основах административных процедур» в сфере лицензирования; корректировку перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.

«Лицензирование в общем понимании является разрешительным способом государственного регулирования при осуществлении отдельных видов деятельности. Законопроектом четко определен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Их всего 37, которые представляют повышенную опасность для жизни и здоровья наших граждан, опасность для окружающей среды и связанных с высоким риском нарушений общественных и государственных интересов, прав и законных интересов наших граждан, — отметил Александр Гранковский. — Законопроектом четко определены лицензирующие органы с их полномочиями, долицензионные требования к соискателям, лицензионные требования лицензиатов, четко определен перечень предоставления лицензии, приостановки и ее прекращение. Также определен перечень грубых нарушений в области законодательства. Хотел бы отметить заложенный реестровый принцип получения подтверждения прав через обращение к единому реестру лицензии. Таким образом, получение самой лицензии как документа теряет необходимость. По сути своей, получение лицензии — административная процедура, и электронное лицензирование — первый шаг в цифровизации всех административных процедур в целом».

Проект закона доработан ко второму чтению по следующим вопросам: как самостоятельный вид лицензируемой деятельности выделено оказание юридических услуг в целях гарантирования государством предоставления квалифицированной юридической помощи, введено лицензирование розничной торговли нетабачными никотиносодержащими изделиями и жидкостями для электронных систем курения в целях защиты государственных и общественных интересов, жизни и здоровья граждан, закреплено определение термина «грубое нарушение законодательства о лицензировании» в качестве ключевого понятия; определено построение четкой системы лицензионного контроля, который, по сути, является особым видом контроля со своими решениями и методами воздействия.

Для обеспечения защиты государственных и общественных интересов, препятствия распространению на территории страны запрещенных предметов и веществ, соблюдения конституционных прав граждан на получение полной и достоверной информации, противодействия угрозам деструктивного информационного воздействия на население предложено сохранить право оказания услуг электросвязи общего пользования и почтовой связи общего пользования только за юридическими лицами Республики Беларусь и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в стране. Доработана статья «Квалификационный экзамен» в общей части проекта закона об установлении общих норм, определяющих, что понимается под квалификационным экзаменом, кто и в каком порядке его проходит, для каких целей и когда он проводится. Дополнены нормы проекта таким основанием для отказа в выдаче лицензии, как включение соискателя лицензии не только в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, но и в перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности.

В результате доработки в законопроекте устранены пробелы правового регулирования, реализованы наработки правоприменения, обеспечена внутренняя согласованность и ясность предлагаемых норм, а также учтены требования нормотворческой техники. Доработанный законопроект согласован со всеми заинтересованными, по нему проведены все необходимые процедуры, предусмотренные регламентом Палаты представителей. Неучтенных замечаний и предложений по документу не имеется.

Закон ожидаем бизнес-сообществом, так как его принятие позволит снизить административную нагрузку на субъекты хозяйствования, а также повысить стабильность регулирования отношений в сфере лицензирования.

БЕЛТА

Комментарии закрыты.