В Беларуси вырос законопослушный бизнес, не ожидающий особой поддержки от государства

Белорусский бизнес привык не ждать особой поддержки от государства.

Ключевыми факторами его конкурентоспособности являются человеческий капитал и высокая адаптивность ко внешним условиям.

Реакция малого и среднего бизнеса, а также предпринимательская активность населения позволяет делать осторожные прогнозы, что частный сектор останется основным драйвером социально-экономического развития Беларуси. При этом от государственной политики будет зависеть, будет ли прогресс белорусского бизнеса просто нивелировать регресс госсектора или же частный сектор станет основой суверенитета и процветания страны. Такого мнения придерживаются авторы новой работы, посвященной развитию белорусского частного сектора.

Разрушение мифов

Несмотря на то, что оценить долю частного сектора в экономике Беларуси можно лишь с некоторыми допущениями и оговорками, и независимые и государственные экономисты независимо друг от друга к началу 2020‑х гг. разрушили миф о доминирующей роли госсектора. Во многом благодаря либерализации условий для бизнеса, длившейся более десятка лет и завершившейся в 2020 г., новый частный сектор (в т. ч. иностранные компании) стал наиболее динамичной частью белорусской экономики несмотря на отсутствие значимой поддержки (финансовой и нефинансовой) и равных условий хозяйствования в сравнении с госкомпаниями.

Как говорится в исследовании, наиболее наглядно демонстрирует усилившееся влияние частного сектора на экономику Беларуси динамика изменения таких показателей, как доля занятых, доля в экспорте и вклад в ВВП. За 2012–2020 гг. удельный вес частного сектора в занятости увеличился на 7.7 п. п. за счет абсорбции работников, «высвобождаемых» в госсекторе (бюджетники плюс занятые на государственных коммерческих предприятиях). При этом вклад частного сектора в экспорт товаров и услуг, а также в ВВП к 2020 г. превысил вклад сектора государственных коммерческих предприятий. Таким образом, в условиях отсутствия значимой приватизации и реструктуризации госпредприятий частный сектор перенял их «социальную» функцию, абсорбируя высвобождаемых в госсекторе работников, а сектор государственных коммерческих предприятий в свою очередь утратил свою роль «нанимателя последней инстанции», уступив ее частному сектору.

Кроме этого, вопреки значительным инвестициям в модернизацию государственных коммерческих предприятий, осуществленным в последние полтора десятка лет, они постепенно теряют свои позиции в промышленном производстве в пользу частного сектора. Так, удельный вес государственных и частных предприятий в промышленном производстве, очищенном от нефтедобычи, нефтепереработки и части химической промышленности (производство калийных и азотных удобрений), практически сравнялся с удельным весом государственных предприятий, говорится в работе.

По оценкам экспертов KEF, большинство гоcпредприятий из традиционных отраслей еще советской промышленности потеряли свою долю на внешних рынках, в то время как объем внутреннего рынка значительно меньше даже нынешних объемов их производства. В связи с этим, считают экономисты, важным направлением в решении проблемы стагнации промышленных гигантов, особенно в регионах и моногородах, является развитие микро- и малого предпринимательства, в том числе в сфере услуг, которая имеет значительный потенциал развития за пределами областных центров.

Эксперты напоминают, что либерализация условий ведения бизнеса способствовала активному развитию частного сектора и предпринимательской инициативы полтора десятка лет. Это позволяло белорусским властям откладывать назревшие структурные реформы сектора госпредприятий, ограничиваясь постепенным сокращением избыточной занятости, которую абсорбировал растущий частный сектор. С одной стороны, это способствовало повышению эффективности использования человеческого капитала, с другой — поддерживало социальную стабильность, поскольку довольно существенные увольнения в госсекторе не приводили к росту безработицы, а зарплата в частном секторе в среднем была выше, чем в государственном.

Кроме того, развитие частного сектора повышало диверсификацию внешней торговли Беларуси. Частные компании ИТ-сектора, приборостроения, электроники и других отраслей с высокой добавленной стоимостью ориентировались на рынки развитых стран, что снижало зависимость экономики страны от российских ресурсов и российского рынка, повышая тем самым экономический суверенитет Беларуси и устойчивость ее экономики к шокам, связанным с политическими решениями российской стороны.

Как отмечают экономисты, в целом консервативная и жесткая политика белорусских властей в отношении бизнеса и предпринимательства позволила сформировать про-предпринимательские ценности и эффективный и более привлекательный для работы частный сектор, постепенно увеличивающий свой вклад. В результате в Беларуси вырос законопослушный бизнес, не ожидающий особой поддержки от государства, ключевыми факторами конкурентоспособности которого были человеческий капитал и высокая адаптивность ко внешним условиям.

Хронология реагирования на вызовы

В работе подчеркивается, что при рассмотрении результатов опросов белорусского бизнеса за последние 15 лет можно выявить ряд закономерностей. Так, в условиях относительной стабильности внешней среды бизнес чаще отмечает затруднения, связанные с внутренними барьерами, изменение которых зависит от руководства компании. По мере ухудшения экономической обстановки более сильное негативное влияние на бизнес оказывают структурные факторы, на которые невозможно повлиять. Так, например, в благополучном 2007 году значимыми внутренними факторами конкурентоспособности предприятий были долгосрочные связи с клиентами, квалификация персонала и эффективные команды, тогда как в кризисном 2011 году акцент сместился на знание рынка, понимание трендов, обладание технологиями.

Эксперты напоминают, что высокие арендные ставки и ставки на заемные средства наиболее часто отмечались предпринимателями как существенные внешние барьеры ведения бизнеса в начале 2012 г., когда сильная девальвация беларусского рубля привела к проблемам с уплатой арендной платы, привязанной к евро, а к также нехватке оборотных средств. Среди внешних барьеров бизнеса в период восстановления после кризиса 2011 г. отмечались изменения, связанные с падением покупательской способности, а также вопрос задержек и неплатежей со стороны контрагентов. Во время рецессии 2015 г. главными барьерами бизнеса стала инфляция и валютное регулирование, на третьем месте по значимости для бизнеса располагалось налоговое регулирование. В 2017 г., по мере улучшения макроэкономических показателей, сократилось количество респондентов, которые негативно оценивали валютное регулирование и инфляцию. Вместо них в тройку наиболее важных и часто упоминаемых барьеров вошли высокие ставки налогов, высокие процентные ставки и изменчивое законодательство. Вместе с тем за 2016–2017 гг. обострилась проблема неравной рыночной конкуренции среди предприятий государственного и частного сектора. Таким образом, в период восстановительного роста факторы неопределенности и рисков утратили свою значимость, уступив место факторам, сдерживающим развитие бизнеса, констатируется в исследовании.

Экономическая неопределенность как основной фактор, сдерживающий предпринимательскую активность, в полной мере вернулась и проявилась как в опросах, так и в реалиях 2020 года. Наряду с негативной оценкой макроэкономической нестабильности и недоверием к правовой системе, она возглавила тройку барьеров, наиболее ощутимых для развития бизнеса. К концу 2021 г. недоверие в правовой системе как барьер развития бизнеса заменился низким спросом и нехваткой квалифицированного персонала. В целом же институциональные условия для ведения бизнеса в Беларуси за последние годы ухудшились как в связи с действиями (изменение налогового законодательства, ценовое регулирование, давление на нелояльный бизнес), так и бездействием государства (отсутствие значительных мер поддержки для частного бизнеса, отток бизнесов из-за санкций и негативного имиджа страны). Изменчивое законодательство отмечалось среди наиболее значимых барьеров для всех сфер деятельности.

Несмотря на уменьшившуюся «подушку безопасности» на фоне отсутствия значимой финансовой поддержки от государства в период пандемии, белорусский бизнес адаптировался к потрясениям, осознал собственную способность справляться с ними и другими внешними барьерами, находить нестандартные решения в обстановке неопределенности. До начала войны в Украине белорусские предприниматели были наиболее оптимистично настроены относительно преодоления внешних барьеров за весь период наблюдений, хотя возросшая неопределенность заставляла концентрироваться прежде всего на сохранении достигнутого масштаба деятельности. Можно предположить, что к новой социально-политической и правовой реальности бизнес адаптировался быстрее, чем к традиционной экономической нестабильности.

Однако, отмечается в работе, уже в марте-апреле 2022 года серьезнейшими барьерами для белорусского бизнеса стали макроэкономическая нестабильность, разрыв логистических цепочек, нехватка сырья, материалов, комплектующих. Риски ведения бизнеса в Беларуси во второй половине 2022 — начале 2023 года оценивались даже ниже, чем в 2021 году, что может быть связано с тем, что для компаний, оставшихся в Беларуси, многие из возможных рисков (инфляция, нестабильность валютных курсов, санкции, контрсанкции, нарушения логистических цепочек, ужесточение ценового регулирования и т. п.) в той или иной степени уже реализовались.

Между тем, пишут исследователи, реакция белорусского бизнеса на новые вызовы, проявившаяся значительной доли в поиске новых форматов деятельности, выводе на рынок новых продуктов/услуг и выходе на новые экспортные рынки, даже в условиях военно-политической нестабильности в регионе позволяет с определенным оптимизмом смотреть на перспективы частного сектора. Вероятно, оптимизма белорусскому бизнесу добавляет более легкий по сравнению с российским бизнесом санкционный режим, что открывает дополнительные возможности для тех компаний, которые сумеют преодолеть ограничения, связанные с санкциями. Насколько это позволит белорусскому бизнесу выйти из нынешнего затянувшегося кризиса будет зависеть от способности властей (новых или действующих) восстановить конструктивный диалог с деловым сообществом и вернуться к принципу верховенства права и к формированию бизнес-среды, благоприятствующей развитию предпринимательства, считают авторы исследования. По мнению бизнеса, снижение внешних барьеров, а отнюдь не государственная поддержка (финансовая, информационная и т. д.) является ключевым фактором, необходимым для расширения деловой активности.

Александр Войтович, Thinktanks.by

Комментарии закрыты.