Переориентация на Китай: что происходит на рынке новых автомобилей Беларуси

На белорусском авторынке произошли заметные изменения, и в числе лидеров по продажам сегодня находятся не европейские, а китайские автомобили.

 

В последних тенденциях на автомобильном рынке разбиралась экономист Анастасия Лузгина, пишет ThinkTanks.by.

Как и почему падал рынок новых авто в 2020-2022 годах

Итоги прошлого года подвела в конце января Беларусская автомобильная ассоциация (БАА). Всего за 2023 год дилерами, которые являются членами БАА, было продано 25 408 новых машин, что на 47,5% больше результатов 2022 года.

Активный рост продаж новых автомобилей был прежде всего обусловлен проседанием рынка в 2020-2022 годах.

Объемы рынка до сих пор не достигли уровня 2019 года, когда было продано 64 504 новых автомобиля. Пять лет назад в десятку лидеров по продажам входили LADA, Renault, Volkswagen, Geely, Kia, Skoda, Hyundai,Gaz, Nissan, Ford. При этом автомобили компании Geely по популярности тогда занимали только четвертое место. Более популярными оказались автомобили российских и европейских марок, а именно LADA, Renault и Volkswagen.

С 2020 года рынок новых автомобилей начал демонстрировать отрицательные темпы роста. Если в 2020 году было продано 52768 штук, то в 2021 году — 46837 штук, а в 2022 — всего 17 234 шт. Таким образом, за три года рынок сжался в 3.7 раза.

Можно предположить, что падение в 2020 году связано прежде всего с пандемией коронавируса. Люди стали в этот период менее мобильными, у некоторых снизились доходы, ухудшились возможности кредитования, а крупные покупки были отложены на более отдаленную перспективу. Вместе с тем, именно в этот период продажи автомобилей компании Geely вышли на второе место, уступив первенство только машинам концерна LADA.

В 2021 году к экономическим факторам сжатия авторынка добавились политические причины. Нарастание миграции, включая релокацию достаточно обеспеченных айтишников, негативно влияло на ситуацию на рынке. Кроме того, беларусские власти запретили ввоз и продажи автомобилей Skoda, так как компания отказалась спонсировать чемпионат мира по хоккею.

Однако наиболее ощутимое и резкое сокращение продаж новых авто и изменение структуры рынка произошло именно в 2022 году, когда началась война в Украине. Дело в том, что в 2019 году доля продаж автомобилей российской сборки достигала в Беларуси 78.8%. В России находились заводы крупных европейских, корейских и японских производителей. Беларусам было выгодно покупать автомобили европейских марок, собранных в России, так как на них не распространялись ввозные импортные пошлины. Напомним, в 2011 году Беларусь по настоянию российской стороны существенно повысила ввозные таможенные пошлины на автомобили, импортируемые не из РФ.

После начала войны многие западные автопроизводители приняли решение уйти с российского рынка. Приобретение новых автомобилей, произведенных в Евросоюзе, было затруднено для большинства беларусов из-за санкций. В результате представленность европейских брендов на беларусском авторынке сильно сократилась. Lada также не смогла удержать лидерство, уступив его китайскому производителю — Geely.

Новые тенденции рынка. Пришел Китай, Иран готовится?

В 2023 году наблюдался активный рост заработных плат, в результате мягкой денежно-кредитной политики возросла доступность кредитов для населения. Дополнительным фактором роста продаж являлся отложенный спрос. В результате продажи новых автомобилей стали постепенно увеличиваться. Однако структура популярных производителей претерпела значительные изменения.

В десятку лидеров вошли Geely, LADA, Haval, Audi, JAC, Voyah, Chery, FAW, Volkswagen и Dongfen. То есть 7 из 10 представленных брендов являются китайскими автомобилями. Неоспоримым лидером по продажам в Беларуси стали автомобили Geely. За год их продажи возросли на 260% и составили 15 706 штук. Схожие темпы роста демонстрировали Haval и Chery. Рост продаж машин компании JAC, пока с небольшой долей на рынке, стал самым быстрым — 578% и составил 346 машин.

В то же время сборка китайских автомобилей за счет сложной логистики не позволяет устанавливать низкие цены. Поэтому в перспективе ниша бюджетных автомобилей может быть занята более доступными иранскими машинами. Iran Khordo Company, которая уже присутствовала на беларусском рынке как производитель автомобилей Samand, опять планирует запустить сборку. Предыдущий проект, который реализовывался в Беларуси c 2006 по 2013 годы, не дал положительного результата, и производство закрыли. Также о своем желании реализовывать на беларусском рынке свою продукцию заявила иранская компания SAIPA. В текущей ситуации, когда у беларусов ограничен доступ к европейским автопроизводителям, перспективы продаж иранских автомобилей улучшаются. В то же время, данные планы только начинают реализовываться и пока не отразились заметно на структуре рынка.

А что в будущем?

В 2023 году в Беларуси началось восстановление рынка новых автомобилей. С другой стороны, прослеживается тренд на завоевание беларусского рынка китайским автопромом. Этому способствуют и специальные стимулы со стороны государства. Например, в соответствии с Указом № 191 государственные учреждения и организации должны закупать в качестве служебных автомобили Белджи. Также для автомобилей данной компании постоянно вводятся привлекательные кредитные и лизинговые программы.

Продвижение китайских производителей на белорусский рынок происходит и в рамках официальных поездок. Так, Лукашенко, находясь в 2023 году в Китае, договорился с представителями компании FAW Group о создании в Беларуси совместного производства.

Заинтересованность беларусских властей в китайских производителях объясняется не только желанием удовлетворения потребностей внутреннего рынка, но и возможностями экспорта. По заявлениям компании “Белджи” около 80% всех произведенных автомобилей поставляется в Россию. Компания планирует продолжить наращивать экспорт. Однако возможности продаж белорусско-китайских автомобилей могут со временем снизиться за счет восстановления российского автопрома и прихода на рынок России тех же китайских и иранских производителей.

Сам же беларусский рынок, хоть и продемонстрировал высокие темпы роста в 2023 году, остается достаточно узким. Далеко не каждая беларусская семья может позволить себе новый автомобиль. Если рассчитать количество проданных посредством дилеров автомобилей в Беларуси в 2023 году на 100 тысяч населения, получим цифру 276 автомобилей. Для сравнения — в соседней Польше в прошлом году было куплено 1263 новых автомобиля на 100 тыс. населения. Таким образом, интенсивность покупки новых автомобилей в Польше была в 4.6 раза выше, чем в Беларуси.

В последующие несколько лет при отсутствии серьезных шоков в экономике и в мире отечественный авторынок новых автомобилей будет постепенно оживать. Однако он вряд ли достигнет показателей Польши. Привыкшим к известным европейским, корейским и японским маркам беларусам придется пересаживаться на автомобили “дружественных” стран.

Комментарии закрыты.