Три из четырех крупнейших пивоваренных заводов Беларуси завершили прошлый год с падением чистой прибыли.
Финансовые результаты одного не опубликованы, поэтому утверждать о повсеместном спаде нет оснований. Но то, что одна из самых привлекательных для инвесторов белорусских отраслей испытывает проблемы, очевидно.
Thinktanks проанализировал ситуацию в отрасли.
Экстенсивный рост
Cогласно годовым отчетам «Лидского пива», «Пивоваренной компании «Аливария» и «Криницы», опубликованным на Едином портале финансового рынка (ЕПРФ), все три производителя в 2023 году увеличили выручку от своей деятельности.
Лидером среди них остается «Лидское пиво», продажи продукции которого выросли с 379,1 млн рублей в 2022-м до 441,3 млн рублей в 2023-м.
Второе место у «Аливария» (рост с 276,0 млн до 286,1 млн рублей), третье – у «Криницы» (с 118,4 млн до 132,9 млн рублей). Данные «Бобруйского бровара», являющегося закрытым акционерным обществом, отсутствуют в базе ЕПФР.
Интенсивное падение
При этом, по отчетам, все три публичных пивовара в прошлом году потеряли в эффективности. В том числе по такому ключевому показателю их деятельности, как чистая прибыль.
Более чем в два раза она сократилась у лидера «Лидского пива»: с 51 млн в 2022-м до 23,4 млн в 2023-м.
«Аливария» потеряла примерно 35% прибыли, которая по итогам 2023 года составила 17,4 млн рублей. В 2022-м ее объем был равен 26,5 млн рублей.
Согласно отчету «Криницы», недавно перешедшей под управление более успешного Минского завода игристых вин, в прошлом году она заработала 4,4 млн рублей чистой прибыли. Аналогичный показатель в 2022-м был равен 4,7 млн рублей.
Иностранцы в группе риска
Как демонстрируют эти данные, наибольшие проблемы испытывают производители, принадлежащие международным структурам. В случаях с «Лидским пивом» и «Аливарией» — происходящим из недружественных стран.
С «Лидским пивом» этот факт однозначно стал решающим в том, что эффективность ее деятельности и, в частности, прибыльность, в прошлом году пошла вниз.
Основной владелец «Лидского пива», финская корпорация Olvi, реагируя на вторжение российских войск в Украину, в 2022 году прекратила поставки со всех своих заводов (включая лидский) на рынок России. А также заявила о том, что хочет покинуть Беларусь и продать свой актив на ее территории.
Это отразилось и продолжает отражаться на финансовых показателях «Лидского пива». Во-первых, рынок сбыта завода сократился только до Беларуси. Во-вторых, публичная демонстрация нелояльности привела к проверкам и штрафам, которые получил и оплатил производитель. В начале 2023 года «Лидскому пиву» был присужден штраф в 12,2 млн евро по итогам проверки Комитета госконтроля. Весной того же года компания оплатила его, а Olvi заявила, что отказывается от поиска покупателя и не уходит из Беларуси. Этот шаг, однако, не спас финнов от очередного штрафа. В конце прошлого года компания «Лидское пиво» получила претензию на 2,5 млн долларов. Их предприятие должно выплатить на этот раз Министерству культуры Беларуси — за использование исторических зданий на территории завода.
Основной владелец «Аливарии», датская Carlsberg Group, воздержалась от публичных заявлений по Беларуси. Но так или иначе на деятельность его белорусского завода оказывает ситуация в соседней России.
Там Carlsberg Group поставила всех в известность об уходе с рынка, что в итоге привело к национализации «Пивоваренной компании «Балтика». Этот актив датчан указом Владимира Путина в середине прошлого года был передан под управление Росимущества. Carlsberg Group, правда, успела передать часть брендов «ПК «Балтика» своим дочерним компаниям на постсоветском пространстве. Лицензиатом нескольких из них в этом году стала «Аливария». По мнению экспертов, это может привести к судебным искам к ней со стороны «ПК «Балтика».
Евгения Слаук, Thinktanks