В РСТИ спрогнозировали, какой будет жизнь после коронавируса для туристической индустрии Беларуси и куда потянутся туристы в первую очередь после открытия границ.
В будущем стоит ожидать повышение спроса на поездки в соседние страны и гибридный отдых, об этом во время конференции в пресс-центре Sputnik рассказал председатель правления Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ) Филипп Гулый.
У государственных туробъектов может смениться собственник
Пока закрыты границы и нет иностранных туристов многие белорусские объекты размещения (гостиницы, санатории, спа-центры) будут испытывать серьезные финансовые проблемы. По предварительным подсчетам, потери нашей туриндустрии могут составить порядка 142 миллионов рублей. К тому же часть объектов закредитована, у кого-то достаточно высокие налоги на землю и недвижимость. Все это, по мнению Гулого, способно привести к смене собственников ряда государственных объектов.
«Сегодня в Совете министров разбирают все эти вопросы. Мы верим, что в ближайшие дни будут озвучены и введены общие экономические меры, для поддержки и нас в том числе… В то же время необходимо как можно быстрее внедрить ряд узконаправленных отраслевых мер. У нас в 20-х числах квартальные налоги и выплаты. Непонятно, как подавать отчетность, когда многие иностранные партнеры не в состоянии из-за карантина прислать документы», – отметил председатель правления РСТИ.
По мнению Гулого, представители туриндустрии в первую очередь ждут от правительства любых налоговых послаблений, как минимум отсрочек и понимания специфики их работы.
«Гостиничные, санаторные, туристические услуги – это не производство товаров, которые можно отгружать на склад. Здесь, если не успеешь заработать во время сезона, то потом уже этого сделать не получится», – отметил он.
Придется поработать над качеством и стоимостью
Чтобы хоть как-то сократить потери, представителям туриндустрии вместе с государственными органами нужно будет серьезно поработать над ошибками, выявить проблемные зоны, изменить нормативно-правовые документы, которые блокируют работу.
«Например, государственные гостиницы не могут бесплатно принять информационные иностранные туры. Также в силу экономических установок они обязаны амортизацию, то есть купленный стол или компьютер, вносить в стоимость услуг. Подобные вещи нужно будет вскрыть и отработать. Мы надеемся в четвертом квартале 2020 года получить какие-то результаты и подготовиться к сезону-2021», – привел примеры эксперт.
Лучше перенести поездку, чем банкротить туроператоров
Из-за коронавируса все туристические поездки пришлось отменять. В Беларуси, Германии, США, России и многих других странах возник серьезный вопрос – что делать со «сгоревшими» путевками: требовать у оператора возврата денег, переносить тур или составлять соглашение о фиксации тура в валюте?
«Необходимо понимать, что туристические агенты, которым люди заплатили деньги, себе оставили лишь небольшую комиссию – остальное пошло туроператорам, авиакомпаниям и так далее. Мое субъективное мнение: лучше переносить путешествия, позволяя компаниям работать и исполнять свои обязательства», – ответил Гулый
Специалист считает: если потребовать возврата денег сейчас, все эти компании будут вынуждены обанкротиться. И даже если забрать все, что у них есть, этого не хватит, чтобы получить назад свои деньги.
«Кто способен поддержать – поддержите. Кто не способен – поступайте так, как сочтете нужным. Но отмечу, что я неспециалист в этом вопросе, и лучше его адресовать более компетентным органам», – сказал Гулый.
Популярными станут путешествия по Беларуси
Председатель правления РСТИ предполагает, что в будущем у белорусов, как и у представителей многих других стран, спадет интерес к экзотике, например, к островам. Все потому, что туда нужно добираться с несколькими пересадками, а как показала нынешняя практика, такое путешествие может оказаться рискованным. Скорее всего, произойдет переориентация – сначала вынужденная, на внутренний туризм. Это приведет к улучшению сервиса и загрузке наших объектов вне сезона.
«Также уверен у нас возрастет интерес к балтийскому побережью Литвы, Латвии и, возможно, Польши. Еще года два назад пошел тренд среди людей в возрасте от 27 до 45 лет на эти направления, на проведение выходных на свежем воздухе около хвойного леса и моря», – предположил Гулый.
По словам председателя правления РСТИ, какие страны окажутся еще востребованными, пока сказать сложно. Многое будет зависеть от того, как восстановят транспортное сообщение между странами. Определенно, популярность будут набирать путешествия по Беларуси и соседним странам, из которых в случае чего можно будет без особых проблем добраться домой.
Велика вероятность появления в будущем гибридных продуктов типа отдых-учеба и отдых-работа. Например, чтоб во время деловых командировок в другой город можно было взять с собой на выходные супругу или детей и получить 70 % скидку на проживание для них в гостинице.
Гостить будут россияне и поляки
Традиционно для Беларуси основные рынки продажи белорусских туристических услуг – Россия и Польша. С учетом того, что они находятся по соседству и имеют безопасное сообщение с республикой, большинство туристов и дальше будет приезжать в Синеокую именно оттуда.
«Дальняя дистрибьюция для Беларуси – это рынки Скандинавии, Великобритании, Германии, США и Австралии. Радует, что белорусским продуктом там занимались в основном крупные компании. Большинство из них продолжает с нами поддерживать связь. Но здесь спрос будет, скорее всего, отложенным», – предположил Гулый.