Внутренний рынок Беларуси в полном объеме обеспечен отечественным картофелем и овощами. Об этом заявила на пресс-конференции 15 октября заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания — начальник отдела потребительского рынка Министерства антимонопольного регулирования и торговли Наталья Мельникова.
На пресс-конференции, приуроченной к Всемирному дню продовольствия, речь шла об обеспечении белорусского рынка отечественными овощами и фруктами, а также о дополнительных механизмах реализации плодоовощной продукции.
«На потребительском рынке страны достигнута сбалансированность спроса и предложения по основным группам свежей плодоовощной продукции. Годовая потребность в овощах для продажи населению через все каналы реализации составляет около 300 тыс. т, что менее 50% от объемов производства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Картофеля нужно почти 200 тыс. т (16% от валового сбора), яблок — около 100 тыс. т (60%). Уровень самообеспечения картофелем — более 100%, овощами в целом — более 100%, недотягиваем только по фруктам и ягодам — 67%», — сказала Наталья Мельникова.
По ее словам, потребности населения удовлетворяются преимущественно за счет отечественной плодоовощной продукции. Удельный вес отечественного картофеля в продаже — более 90%, свежих овощей — почти 75%, яблок — около 30%. «В торговых объектах страны реализуется продукция широкого круга отечественных производителей. Для гарантированного обеспечения внутреннего рынка белорусскими продуктами плодоовощная продукция включена в ассортиментные перечни. В магазинах с универсальным ассортиментом товаров должно быть представлено до 22 наименований свежей плодоовощной продукции (в зависимости от размера торговой площади), а также от 4 до 45 наименований быстрозамороженной», — отметила представитель МАРТ.
Продукция поставляется в торговые объекты по прямым договорам, а также из стабилизационных фондов, ежегодно создаваемых облисполкомами и Мингорисполкомом для обеспечения населения в межсезонный период. Местные органы до 15 ноября утверждают графики ежемесячного использования и обеспечивают контроль за их соблюдением до 31 мая.
На время межсезонья 2021/2022 гг. в стабилизационные фонды будет заложено около 57 тыс. т свежей плодоовощной продукции и 6,5 тыс. т яблок — практически на уровне прошлого года.
Еще один механизм реализации плодоовощной продукции — ее продажа через биржевые торги. По словам Натальи Мельниковой, биржа будет функционировать в виде обратного аукциона с торгами на понижение цены.
Покупателями будут выступать розничные сети, продавцами — фермерские хозяйства и крупные сельхозпроизводители. Ожидается, что использование биржевого механизма позволит снизить стоимость овощей и фруктов для конечных потребителей. Торги будут проходить еженедельно по мере поступления заявок от покупателей.
С 4 октября 2021 г. в регионах проходят обучающие семинары для потенциальных продавцов — это около 120 ведущих хозяйств Беларуси. А ближе к концу октября планируется открытие биржи.