Интернет-торговля с каждым годом все больше расширяет свои границы в Беларуси. Этому способствует развитие технологий, доступность коммуникаций населению, а также мировые тенденции и ситуации, в которых необходимо обеспечить возможность дистанционного приобретения товаров. Однако, несмотря на удобство приобретения товаров в интернете, есть ряд неурегулированных моментов, о которых потребителю стоит позаботиться самостоятельно.
О том, как в Беларуси развивается рынок интернет-торговли, какие товары чаще всего заказывают белорусы и как обезопасить себя при совершении онлайн-покупок, рассказала в пресс-центре БЕЛТА начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, передает корреспондент БЕЛТА.
Преимущества и недостатки электронной торговли
Среди особенностей дистанционной торговли специалист выделила продажу товаров без использования торговых объектов, продажу на основании договора розничной купли-продажи, одновременного присутствия продавца и покупателя, а также продажу после ознакомления покупателя с предложенными продавцом описаниями товаров, содержащимися в интернет-магазине.
«Если говорить о преимуществах интернет-торговли, то здесь можно выделить удобство и доступность, ведь для того, чтобы приобрести какой-либо товар, покупателю не нужно покидать пределы своего дома. Онлайн-заказы можно совершать из любой точки мира, к тому же есть возможность ознакомиться с отзывами. Из других плюсов — широкий выбор товаров и услуг, возможность сравнения цен на один и тот же товар у разных продавцов, вариативность способов оплаты и условий доставки, экономия времени, а также ускорение процесса выбора и покупки», — сказала Инна Гаврильчик.
При этом у электронной торговли есть и свои недостатки. Например, отсутствие личного контакта при электронной торговле.
«Отсутствие личного контакта ослабляет взаимосвязь между продавцами и потребителями, повышая уязвимость последних. Интернет является средой, в которой весьма часто встречаются недобросовестные торговые практики. В силу этого поддержание доверия потребителей к цифровому рынку продажи товаров является одной из серьезных проблем в контексте развития электронной торговли», — констатировала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.
Специалист добавила, что для исключения подобных негативных явлений в электронной торговле действуют установление и закрепление в законодательстве такого уровня защиты потребительских прав, который обеспечивается при продаже товаров традиционными формами торговли.
Ситуация на белорусском рынке интернет-торговли
Говоря о развитии интернет-торговли в Беларуси, Инна Гаврильчик отметила, что в стране на начало 2023 года зарегистрировано почти 30 тыс. интернет-магазинов.
«За 2022 год рост составил почти 4% — появилось более 1 тыс. новых интернет-магазинов. Безусловно, все они разные — есть крупные и специализирующиеся на определенных видах товаров. Тем не менее эта форма торговли очень активно развивается. Отмечу, что из всех зарегистрированных интернет-магазинов 49% принадлежит юридическим лицам, а остальные 50,7% — индивидуальным предпринимателям», — заявила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.
По ее словам интернет-магазины в нашей стране начали приобретать популярность в период пандемии COVID-19, когда контакты между физическими лицами и представителями торговли были минимизированы.
Специалист рассказала, что чаще всего белорусы приобретают в интернете товары для дома (17,6%), бытовую технику и электронику (15,9%), автотовары (12,8%), трикотажные изделия (11%), товары для красоты и здоровья (5,2%), верхнюю одежду (3,3%) и сантехоборудование (3,3%). Прочие товары в структуре интернет-покупок заняли 30,9%.
«Спектр товаров, который продается через интернет-магазины, очень разносторонний, и этот перечень очень быстро расширяется», — добавила Инна Гаврильчик.
По ее мнению, интернет-торговля в Беларуси будет развиваться и дальше. «Могу предположить, что интернет-торговля будет расти, но не очень большими темпами, поскольку рынок насыщается и у него есть свой предел. Возможно, будет меняться структура рынка, а магазины станут в основной массе специализированными. С другой стороны, прослеживается тенденция создания маркетплейсов — площадок, на которых будет много интернет-магазинов и продавцов. При этом уже есть необходимость дополнительного правового регулирования, а также определения круга прав и обязанностей между маркетплейсами и самими интернет-продавцами. Все это должно регулироваться на законодательном уровне», — подчеркнула начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.
Обращения граждан
Специалист привела статистику по обращениям потребителей в МАРТ и горисполкомы, связанным с интернет-торговлей. Так, в 2022 году было рассмотрено 9,8 тыс. обращений потребителей, когда в 2021 году — более 10 тыс. Таким образом, произошло уменьшение количества обращений на 5%.
«Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов Минска — 35% от общего количества, МАРТ — 16%, исполкомами Могилевской области — 13%, Брестской — 11%, Минской -11%. По результатам рассмотрения потребителям возмещен материальный ущерб в размере Br27,1 тыс., вынесено 326 предписаний об устранении нарушений, составлено 272 протокола, а также исполкомами подано 124 иска в суд», — поделилась результатами работы Инна Гаврильчик.
По ее словам, количество интернет-магазинов и количество обращений граждан взаимосвязаны, поэтому они растут параллельно друг другу. «Таким образом, мы не можем говорить о том, что правонарушений при покупках в интернете стало больше. Такая же тенденция наблюдается и в стационарной торговле», — пояснила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.
Как обезопасить себя во время покупок в интернете
Инна Гаврильчик подчеркнула, что перед тем, как совершать покупку в интернет-магазине, необходимо проверить его наличие в торговом реестре (он есть на сайте МАРТ).
«Если магазин есть в этом перечне, то с большой вероятностью он работает в правовом поле нашей страны, и потребители вряд ли столкнуться с неприятными последствиями. В торговом реестре есть название сайта, организации либо индивидуального предпринимателя, которому принадлежит интернет-магазин, а также его местонахождение. Это означает, что потребитель всегда сможет найти адрес, по которому можно обратится в случае возникновения проблем с товаром. Если же нужного вам магазина в торговом реестре нет, скорее всего, при проблемах с товаром в общении с продавцом могут возникнуть сложности», — подчеркнула специалист.
Она добавила, что обычно в нелегальных интернет-магазинах для потребителя выставляются максимально привлекательные цены. Однако стоит помнить, что за этим стоит неуплата налогов и зарплата в конвертах, за счет чего и минимизируются все остальные затраты. Таким образом, прельщаясь низкой ценой, потребитель приобретает определенные риски.
Также начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ обратила внимание на то, что сейчас очень активно развивается сегмент интернет-услуг, в частности такси и доставка еды.
«Важно понимать, что заказ услуг через интернет-ресурс не относится к продаже товаров. Отмечу, что на площадке Евразийской экономической комиссии уже обсуждались вопросы регулирования продаж с использованием мессенджеров и различных приложений», — добавила Инна Гаврильчик.
Кроме того, специалист обратила внимание на нарушения при покупке товаров в социальных сетях и выделила этот сегмент в отдельную группу.
«Совершение таких покупок не подпадает под закон «О защите прав потребителей». Как правило, одно физическое лицо покупает товар у другого физического лица, которое в большинстве случаев осуществляет нелегальную предпринимательскую деятельность. Здесь важно подчеркнуть, что это не относится к ремесленникам и самозанятым. При этом продавцы интернет-магазинов и субъекты торговли не имеют права продавать товары через социальные сети, а могут их только рекламировать», — заявила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ.
Говоря о рисках покупок в социальных сетях, она выделила сокрытие информации о продавце, отсутствие связи с ним после оплаты товара, отсутствие возможности предъявить претензию, вернуть товар или деньги, уклонение от рассмотрения законных требований потребителя и возврата денег за некачественный товар, доставка товара, не соответствующего описанию в интернет-магазине, а также отказ курьера продемонстрировать качество товара.