Сохранение действующего в Беларуси с середины 2022 года подхода к монетарному регулированию может сопровождаться значительным повышением потребительских цен.
Белорусские власти поставили амбициозную цель обеспечить рост ВВП на 3.8% по итогам 2023 г. Достичь этой цели предполагается во многом за счет стремительного наращивания инвестиций на 22.3%. После глубокого падения ВВП и инвестиций соответственно на 4.7 и 19.1% в 2022 г. планируемый белорусским правительством рост на 2023 г. можно было бы назвать восстановительным. Однако экономический спад 2022 г. мог во многом носить структурный характер, если санкционный режим западных стран в отношении Беларуси и России будет сохранен в долгосрочном периоде.
Об этом говорится в аналитической записке «Инфляционные эффекты избыточного стимулирования внутреннего спроса в Беларуси», пишет ThinkTanks.by . В ней оцениваются потенциальные последствия избыточного стимулирования внутреннего спроса для динамики макроэкономических показателей Беларуси при различных подходах к проведению монетарной и курсовой политики. Для оценки используется квартальная модель прогнозирования (QPM) для экономики Беларуси.
В записке отмечается, что негативные эффекты жестких экспортных ограничений со стороны западных стран затруднительно компенсировать в краткосрочной перспективе из-за инфраструктурных ограничений, к примеру при транспортировке калийных удобрений и продукции деревообработки. Релокация бизнеса и сотрудников, в первую очередь IT компаний, из Беларуси будет иметь долгосрочные негативные последствия для человеческого капитала и технологического развития страны.
Автор записки экономист Анатолий Харитончик отмечает, что если падение выпуска в Беларуси в 2022 г. в значительной мере имело структурный характер, то попытки стимулировать быстрое восстановление ВВП приведут к перегреву экономики. Это чревато закреплением повышенной инфляции, ослаблением национальной валюты и актуализацией угроз финансовой стабильности.
На взгляд экономиста, важнейшим «предохранителем» от негативных последствий волюнтаристской экономической политики правительства могла бы являться независимая монетарная политика Национального банка, направленная на достижение целевого ориентира инфляции и сглаживание краткосрочных колебаний экономической активности. Вместе с тем с середины 2020 года Национальный банк фактически отказался от поддержания ставки денежного рынка на уровнях, соответствующих достижению цели по инфляции в среднесрочной перспективе. С середины 2020 г. на операции регулирования ликвидности банковской системы введены ограничения, а с 6 июля 2022 г. эти операции приостановлены. В результате в 2020–2022 гг. волатильность ставки межбанковского рынка (далее ставка МБК) существенно возросла, а в условиях структурного профицита ликвидности банковской системы с середины 2022 г. – по середину апреля 2023 г. она находилась вблизи 1% при гораздо большей инфляции. Балансировка спроса и предложения ликвидности на денежном рынке осуществляется непосредственно рынком, что в условиях структурного профицита ликвидности означает реализацию экспансионистской монетарной политики, не соответствующей заявленному Национальным банком режиму монетарного таргетирования.
В рабочем материале BEROC автором записки предложена квартальная модель прогнозирования (далее QPM) для белорусской экономики. QPM позволяет проводить симуляции поведения экономической системы в ответ на различные шоки, в том числе анализировать отличия в ее поведении при различном дизайне стабилизационной экономической политики государства.
В аналитической записке была использована предложенная QPM для оценки последствий избыточного стимулирования внутреннего спроса для макроэкономической динамики в Беларуси при различных подходах к проведению монетарной и курсовой политики. Полученные результаты показывают, что увеличение за два года ВВП на 1% сверх его потенциального объема при сохранение текущего подхода к реализации монетарной политики приведет к дополнительному повышению потребительских цен на 5.8%.
Применительно к 2023 г. расчеты на базе QPM показывают, что ВВП Беларуси может показать восстановительный рост на 2.5% при инфляции 8% г/г на конец года. Если за счет избыточного стимулирования спроса удастся обеспечить рост ВВП на 3.8%, то, согласно результатам симуляций, инфляция, при прочих равных, может составить около 10.5% г/г. Следует учитывать, что инфляционные последствия будут зависеть от продолжительности стимулирования выпуска и времени его максимального импульса и в зависимости от этого могут реализоваться как в 2023 г., так и в 2024 г.
Как говорится в записке, при реализации режима таргетирования инфляции издержки в виде роста цен можно снизить до 0.4%, а при применении «неявного» таргетирования инфляция с использованием валютных интервенций для сглаживания курсовых колебаний и частичным ограничением трансграничных потоков капитала – до 2%. При этом использование полномасштабного монетарного таргетирования может снизить издержки роста цен примерно до 1.8%, однако ценой существенного увеличения волатильности процентной ставки денежного рынка – почти в 14 раз в сравнении с режимом «неявного» таргетирования инфляции.
То есть, как поясняет экономист, сохранение действующего с середины 2022 г. подхода к монетарному регулированию будет сопровождаться значительным повышением, при прочих равных, потребительских цен и ослаблением белорусского рубля в ответ на увеличение внутреннего спроса сверх своего потенциального объема.
На взгляд автора аналитической записки, переход к таргетированию инфляцию в настоящее время в Беларуси маловероятен. Однако возврат к практике 2017–2019 гг. – применение неявного таргетирования инфляция с рядом ограничений на трансграничные потоки капитала – видится возможным и необходимым для минимизации потенциальных негативных эффектов на экономику от шоковых воздействий, в том числе вызванных попытками достижения плановых ориентиров социально-экономического развития.