Противодействовать экспансии китайских производителей предлагается при помощи антидемпинговых и спецзащитных мер, а также повышения импортных пошлин, которые позволят сохранить собственное производство.
Резкое усиление позиций Китая – как раз тот побочный эффект санкций, который был предсказуем, но все равно оказался неожиданным.
Как сказал на ПМЭФ-2023 первый заместитель премьер-министра Беларуси Николай Снопков, за три месяца 2022 года доля брендов в сегменте грузовой техники из КНР в Россию составляла всего 9,5%, но за три месяца 2023 года увеличилась почти до 58%, что означает заметное ослабление позиций отечественных производителей. За тот же период белорусский МАЗ снизил свою долю на российском рынке с 8,9% до 3,5%, а КАМАЗ на своем же рынке – с 38% до 17%.
Схожая картина наблюдается в отношении тракторов, погрузчиков, карьерных самосвалов, автобусов. Причиной столь стремительной утраты рынка стал, в первую очередь, ценовой демпинг.
Демпинг и антидемпинг
По словам Снопкова, даже без применения преференциальных тарифов в торговле цены на электробусы, тракторы, погрузчики из Китая в два, а то и в три раза ниже, чем наши. Западные санкции внесли в это свою лепту: дилеры начали искать новых поставщиков в Азии.
Противодействовать экспансии китайских производителей предлагается при помощи антидемпинговых и спецзащитных мер, а также повышения импортных пошлин, которые позволят сохранить собственное производство.
Снопков считает, что реагировать должны не только регуляторы и отраслевики, но и национальные производители, у которых есть право инициировать соответствующие расследования. В свете союзных мер необходимо объединить компетенции и выйти на совместные отраслевые среднесрочные программы.
Николай Снопков не зря бьет тревогу: МАЗ, а вслед за ним и другие белорусские производители теряют именно традиционные рынки. По результатам первого квартала этого года, МАЗ далеко отстал от первой тройки на российском рынке и занял лишь 7-е место, продав 1422 автомобиля. Лидером продаж традиционно выступил КАМАЗ, продавший 2908 автомобилей. Остальные четыре места в топ-5 распределили между собой китайцы – SITRAK, Shacman, FAW и Howo.
А ведь были времена – вплоть до 2017 года, когда МАЗ уверенно входил в первую тройку на рынке новых грузовиков в России. Так, в 2005 году он занял на российском рынке 2-е место (17,7%), в 2010 году – 3-е место (9,5%). Но уже в начале 2010-х МАЗ стали теснить западные производители Mercedes-Benz, Scania, Volvo. Они построили свои сборочные цеха в России, что позволило им торговать техникой без таможенных пошлин.
Успех от слова «успеть»
В 2017 году МАЗ сместился на 7-е место по объемам продаж с долей 4,8%, тогда как еще в 2016-м уверенно занимал 3-е место. Западные санкции после начала СВО освободили рыночную нишу для белорусской продукции машиностроения. После ухода в 2022 году из России европейских брендов руководство МАЗа и других производителей оптимистично планировало наращивать продажи белорусской техники. Но китайские грузовики и тракторы сумели быстрее заехать на российский рынок.
Чем же берут китайцы? В первую очередь ценой, хотя и качество своей продукции стараются постоянно повышать. Маркетинговое продвижение у них тоже на высоте, о чем свидетельствует состоявшаяся экспансия, а у белорусов оно все еще остается слабым звеном. Более дорогой белорусский продукт требует соответствующего позиционирования на рынке с последующей маркетинговой стратегией. Хотя есть и примеры, когда «китаец» стоит дороже «белоруса» в одном и том же сегменте рынка.
Если в маркетинговом бюро МТЗ дефицит идей, то надо послушать глас народа. Автор форума, на котором сравнивают китайские и белорусские трактора, пишет: «МТЗ лучше вариант, хоть и дороже. Ну, не бывает дешево и качественно. Пока трактор новый, «китаец», может, окажется и предпочтительней, но наступает момент предела возможностей (когда он начнет сыпаться и ломаться), и МТЗ здесь вне конкуренции, а на «китайца» еще надо запчасти искать, модели там меняются очень быстро».
По словам автора форума, китайцы умеют красиво преподнести любую технику, только трактор нужен не на три года. Он резюмирует: «Белорус» не эталон качества, но брать китайского «кота в мешке», а потом чинить такими же «котами» я бы не стал, лучше уж знать сразу на что идешь, деньги-то не малые». По сути, готовая и, заметьте, бесплатная идея продвижения белорусской продукции в сравнении с китайской.
А вот преимущества китайской техники в глазах потребителей: «Если бы нужен был мини-трактор, то можно посмотреть и на «китайцев». В принципе китайская техника в 90% отрабатывает деньги, потраченные на ее приобретение. Китайцы на технике подгоняют ресурс всех узлов к одному сроку службы, а когда срок истекает, их уже нецелесообразно ремонтировать. Разумнее купить другой такой же аппарат, а старый под разбор».
Когда речь идет мощной технике, а такая техника, как трактор, работает с повышенными нагрузками (и нередки даже на совершенно новой технике поломки), то МТЗ – проверенный временем фаворит, считают опытные сельхозпроизводители. Почему же тогда падают его продажи?
Кооперационная стратегия
Народные идеи требуют перевода на язык маркетинга и продвижения на российском рынке, особенно в условиях обострения конкуренции с китайской техникой.
Подход справедлив и для МАЗа, причем антидемпинговые меры тоже нельзя сбрасывать со счетов. Да и мазовская кооперация с китайскими производителями для снижения издержек производства и раздела рынка еще на стадии распределения добавленной стоимости – весьма перспективная стратегия. Возможности для такой кооперации расширили западные санкции.
Ее применяет и МТЗ, но в меньшей степени, его пресс-служба недавно сообщила о том, что предприятие нашло замену американским моторам Caterpillar и Cummins. Они до недавних пор ставились на тяжелые модели из серии 3500. Теперь эти машины будут оснащать дизельными агрегатами китайской фирмы Weichai. Так, новый мотор получит флагманский трактор «Беларус-3522».
Как сказал начальник управления конструкторско-экспериментальных работ МТЗ Юрий Козловский, опытный образец модели с китайским агрегатом уже прошел сертификационные испытания. Китайский двигатель в данном случае оказался более перспективным, чем российский дизель Ярославского моторного завода. В качестве главного достоинства Weichai называют экономичность – на стендовых испытаниях он показал более низкий расход, чем конкуренты.
Специалист МТЗ отметил, что «Беларус-3522» создавался под разные моторы, поэтому замена американских движков на китайские не повлекла за собой существенных изменений конструкции. Инженеры МТЗ лишь переделали охлаждение, выхлопную и топливную системы, был перекалиброван блок управления.
Первая партия машин была отгружена клиентам еще в марте, в итоге китайские двигатели на белорусских машинах все равно попали к российскому потребителю. Стороны довольны, при этом очевиден кооперационный потенциал сотрудничества. В целом, МТЗ в прошлом году нарастил объемы, выпустил 38 тысяч единиц техники, на четверть прибавил экспорт. Половина экспортируемой техники ушла в Россию.
Планируется, что в нынешнем году темп роста экспорта тракторов составит не менее 109% по отношению к 2022-му. В настоящее время продолжается проект по организации в Китае сборки тракторов BELARUS мощностью 350 л.с. Так что есть шанс компенсировать потери за счет китайского рынка.
Но лучшим примером кооперационного сотрудничества все же остается МАЗ, у которого есть совместные с Китаем сборочные производства, такие как МАЗ-Вейчай, ФАСТ-МАЗ. В отдельных случаях предприятие продает собранную из китайских машинокомплектов технику под своим брендом – клин клином вышибает. Таков ответ на вызов китайской экспансии.
Николай Левчук, Sputnik.by