Интеграция только после нефти

Беларусь не видит целесообразности в продолжении работы над дорожными картами по интеграции с Россией до решения нефтяных вопросов. Об этом заявил журналистам в четверг в Минске министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей.

«Давайте решим вопрос с нефтяными поставками, а потом уже будем дальше думать. Не работает сейчас рабочая группа, и смысла нет сейчас работать над этими дорожными картами, пока не будут решены эти [нефтяные] вопросы», — сказал глава внешнеполитического ведомства, отвечая на вопрос ТАСС.

В декабре 2018 года президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко приняли решение о создании межправительственной рабочей группы по развитию интеграции. Планировалось, что 31 дорожная карта будет согласована до конца 2019 года.

В сентябре 2019 года премьер-министры двух стран парафировали пакет из 31 «дорожной карты». Ожидалось, что к 20-летию договора о Союзном государстве президенты подпишут программу углубления интеграции.

По результатам работы сторонам не удалось согласовать вопросы по нефти, газу и налогам.

Между тем, сложные переговоры по поставкам в Беларусь энергоносителей привели к очередному нефтяному кризису в двусторонних отношениях — поставки нефти из РФ на белорусские НПЗ практически отсутствуют из-за разногласий по цене сырья.

Как сообщалось, с 1 января 2020 года практически нет поставок нефти из РФ на белорусские НПЗ из-за отсутствия контрактов с российскими нефтяными компаниями, поскольку Беларусь считает нецелесообразной уплату премии поставщикам в условиях удорожания российского сырья в связи с реализацией налогового маневра. Временным решением проблемы стало заключение контрактов компаниями бизнесмена Михаила Гуцериева — «Русснефтью» и «Нефтисой»

В январе в Клайпедский порт пришло судно с 86 тыс. т норвежской нефти для Беларуси. Нефть сорта Johan Sverdrup была предназначена для переработки в ОАО «Нафтан» и доставлялась в Беларусь железнодорожным транспортом.

20 февраля в «Белнефтехиме» сообщили, что Беларусь купила через трейдеров 160 тыс. т российской нефти без премии с перевалкой в Литве. Первый из двух танкеров с нефтью уже прибыл в порт Клайпеды.

Кроме того, азербайджанская компания Socar поставит еще два танкера нефти — около 170 тыс. т. В Беларусь сырье будет доставлено через Украину по нефтепроводу Одесса — Броды. Socar планирует отправить первый танкер с нефтью для Беларуси из турецкого порта Джейхан 5-6 марта. Ориентировочно 20 марта планируется второй танкер из грузинского порта Супса.

Помимо этого, в марте нефть будут поставлять без премии шесть российских компаний, среди которых «Сафмар» и пять новых для Беларуси поставщиков. В частности, группа компаний «Сафмар» поставит 300 тыс. т нефти, «УДС нефть» — 50 тыс. т.

Общий объем поставок на белорусские НПЗ в марте составит около 1 млн т нефти. В январе и феврале заводы работали на загрузке 50% и переработали около 1,8 млн т нефти.

Отметим, что Беларусь с начала этого года ищет альтернативы российской нефти и заключает контракты на поставку с разными поставщиками. Однако в силу ряда причин все эти альтернативы оказываются дороже российской нефти.

Комментарии закрыты.