Не только коронавирус. Всемирный банк назвал главные риски для белорусской экономики

Это отсутствие реформ госсектора и неспособностью замедлить распространение COVID-19.

Сложность ситуации для Беларуси в том, что к эпидемии она уже подошла ослабленной, отметили эксперты на презентации экономического обзора Всемирного банка.

Среди причин — долгосрочная проблема с неэффективным государственным сектором экономики и вымыванием денежных средств, а также налоговый маневр Российской Федерации.

«Внутренние риски связаны с задержками в проведении важнейших реформ в банковском секторе и секторе государственных предприятий, которые необходимы для укрепления стабильности банковского сектора и повышения производительности в экономике, либо с неспособностью замедлить распространение COVID-19 внутри страны», – говорится в обзоре.

Эпидемия и приостановка рынков стран – торговых партнеров, в частности России, куда поставляется подавляющее большинство белорусских товаров, продолжают негативно влиять на белорусский экспорт, в чем эксперты ВБ видят основной внешний риск.

«В условиях малой открытой экономики, зависящей от экспорта сырьевых товаров, Беларусь в значительной степени подвержена шокам, вызванным резкими сокращениями экономической активности ее основных торговых партнеров, падением цен на нефть и глобальной финансовой нестабильностью, связанной с пандемией коронавируса», — говорится в обзоре.

Без реформ госсектора — никак

Эксперты отмечают, что без реформ госсектора нельзя повысить конкурентоспособность белорусских товаров, а значит, вернуть им позиции на внешних рынках, утраченные за время приостановки экономической активности.

Беларусь еще до эпидемии была озабочена проблемой обслуживания внешнего долга, имела намерения привлекать для этого внешнее финансирование, однако сделать это сейчас гораздо сложнее.

По оценке Всемирного банка, весь госдолг (включая гарантии государства) сейчас составляет 46,8% ВВП, но опасен не столько его размер, сколько структура: почти весь он выражен в иностранной валюте. Из общей суммы долга 43% приходится на Российскую Федерацию. Второй по значимости кредитор – Китай (26% от общего долга).

Состояние резервов также вызывает беспокойство экспертов Всемирного банка. В апреле они составили лишь 5,3 млрд долларов (на четверть меньше, чем в январе).

— Или всего лишь 1,5 месяца импорта при минимальном требовании 3 месяцев, — отметила во время презентации доклада экономист Всемирного банка Марина Сидоренко. — Будет сохраняться нагрузка на госфинансы с учетом предстоящих крупных выплат по долгам.

Эксперты Всемирного банка обращают внимание на то, что меры, которые в это время принимало правительство, были не совсем адекватны ситуации и не носили системного характера. Например, правительство ввело административное регулирование цен, чтобы сдержать инфляцию, но при этом позволило предприятиям увеличивать зарплату вне зависимости от производительности труда. Оплата труда бюджетников также была повышена. Расходы бюджета на оплату труда выросли на 12,5%. Это произошло на фоне снижения в первом квартале доходов бюджета на 5,5% «в связи с резким снижением поступлений по налогу на прибыль и от внешнеэкономической деятельности».

Не копировать политику других стран, а использовать меры социального дистанцирования

Данные некоторых международных исследований показывают, что страны, которые имеют самые низкие и мягкие последствия пандемии коронавируса — это те, которые очень рано ввели достаточно серьезные меры социального дистанцирования.

— Воздействие коронавируса будет серьезным для Беларуси, — прогнозирует глава представительства Всемирного банка в Беларуси Александр Кремер.

В условиях, когда экономический потенциал для финансовых вливаний ограничен, Всемирный банк рекомендует белорусским органам власти не копировать политику других стран, а повышать эффективность госсетокра и использовать меры социального дистанцирования для снижения длительности пандемии и амплитуды кризиса в сфере здравоохранения.

— Чтобы помочь смягчить социальные и экономические последствия пандемии, крайне важно усилить поддержку бедных и наиболее уязвимых групп населения, — отметил экономист ВБ Кирилл Гайдук.

В Беларуси эти меры могут включать в себя расширение охвата и размеров пособий государственной адресной помощи, таких как ежемесячные выплаты программы государственной адресной помощи (ГАСП), а также увеличение пособий по безработице.

Николай Адашкевич, Завтра твоей страны

Комментарии закрыты.