Самозанятых больше – налоги выше

В Беларуси предлагают расширить перечень видов деятельности для самозанятых. Эти и другие изменения предусмотрены проектом изменений, вносимых в Налоговый кодекс.

 

«По состоянию на 1 января 2021 года количество индивидуальных предпринимателей составило 269 501 человек, из них около 84% работают без привлечения наемных лиц, то есть, по своей сути, они являются самозанятыми. Вместе с тем им требуется вести учет, предусмотренный для ИП, самостоятельно производить исчисление налогов, взносов в ФСЗН, представлять налоговые декларации, принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования. Согласно выработанной концепции предлагается расширить круг самозанятых и значительно упростить администрирование их деятельности, что позволит работающим сейчас в статусе ИП перейти в другую категорию», — сообщили БЕЛТА в Министерстве финансов.

Для самозанятых граждан с 2022 года предусмотрено расширение перечня видов деятельности с сохранением возможности уплаты единого налога для ИП и иных физических лиц. В перечень видов деятельности дополнительно включены ландшафтное проектирование, курьерская деятельность (по доставке товаров, посылок, пакетов), чистка салонов транспортных средств, содержание могил и уход за ними, аренда, прокат развлекательного и спортивного оборудования (велосипеды, коньки, туристическое снаряжение и прочее).

С 2023 года для самозанятых предусмотрено установление налога на профессиональный доход (НПД) в процентах от получаемых доходов. Уплата НПД будет выполняться посредством приложения «Налог на профессиональный доход» — программного обеспечения Министерства по налогам и сборам, применяемого с использованием смартфона или компьютера (включая планшетный), подключенного к интернету. Это заменит уплату подоходного налога с физических лиц, а также обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, поскольку ставка НПД будет включать в себя отчисления на социальное страхование.

Ставки НПД предлагается установить в следующих размерах. При работе с физлицами, а также юрлицами-нерезидентами ставка составит 10% от выручки. При работе с организациями-резидентами ставка в размере 10% будет применяться при сумме выручки до Br60 тыс., в случае превышения этого значения ставка будет составлять 20%. Уплата НПД в бюджет будет ежемесячной, не позднее 22 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Представление налоговых деклараций по НПД не предусматривается.

«Одновременно предлагается сохранить действие сбора за осуществление ремесленной деятельности. С 2022 года предлагается ставку сбора, определяемую сейчас исходя из базовой величины, установить в белорусских рублях и проиндексировать на прогнозный индекс роста потребительских цен на 2022 год. А с 2023 года предоставить ремесленнику право выбора режима налогообложения — ремесленный сбор или НПД», — добавили в Минфине.

Проектом изменений в Налоговый кодекс предусматривается увеличение ставки подоходного налога с физических лиц до 20% в отношении сумм превышения расходов граждан над их доходами. «Повышенная ставка подоходного налога будет применяться в отношении заработной платы в конвертах, полученной физическими лицами с 1 января 2022 года, доходов, исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами, на основании актов камеральных проверок, составленных начиная с 1 января 2022 года. Также она будет применяться при установлении контролирующим органом факта регистрации в СККС суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась», — рассказали в Минфине.

Законопроектом также предусмотрена индексация на прогнозные темпы инфляции (7,2%) ставок налогов, установленных в белорусских рублях (земельного, экологического и других), повышение отдельных ставок налогов опережающими темпами (налога на игорный бизнес — на 10%, акцизов на табачные изделия — в среднем на 15%), введение акцизов на жидкости для электронных систем курения и нетабачную никотиносодержащую продукцию, повышение ставки акцизов на пиво на 50% от прогнозного уровня инфляции (с 37 до 38 копеек). Для субъектов агроэкотуризма предлагается увеличить ставку сбора до Br31 за каждую агроэкоусадьбу в месяц (в настоящее время — две базовые величины в год).

Кроме того, планируется предоставить право областным и Минскому городскому Совету депутатов увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18%) в пределах двух процентных пунктов исключительно для плательщиков налога в местный бюджет.

Также предусмотрено введение по истечении трехлетнего периода с момента получения участка для строительства повышенных ставок (коэффициент 3,0) земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (с 1 января 2023 года).

В планах и отмена отдельных налоговых льгот: по налогу на добавленную стоимость — в части оборотов по реализации информационных технологий и товаров собственного производства при осуществлении международного лизинга, по подоходному налогу — в части освобождения доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса индивидуальными предпринимателями).

Кроме того, законопроект предусматривает введение обязанности по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными ИП при электронной дистанционной продаже товаров. Такая мера направлена на выравнивание условий налогообложения НДС товаров, реализуемых на территории Беларуси. «В настоящее время белорусские магазины уплачивают НДС при реализации товаров, а иностранные продавцы при электронной дистанционной продаже товаров не являются плательщиками НДС. Эта норма вступит в силу с 1 июля 2022 года, что позволит налоговым органам заранее информировать плательщиков о необходимости постановки их на учет в налоговых органах и о порядке исчисления и уплаты НДС в бюджет», — добавили в Минфине.

Комментарии закрыты.