Обеспечить людей всеми необходимыми товарами в широком ассортименте всегда было важнейшей задачей торговли. В связи с санкциями условия импортных поставок изменились, ряду товаров найдена замена в дружественных странах. Особое значение в нынешних условиях придается насыщению рынка продукцией отечественного производства.
О ситуации на потребительском рынке в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказала заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова.
— Нина Алексеевна, как на белорусском рынке обстоят дела с товарами — как продовольственными, так и непродовольственными? Удалось ли полностью заместить импортные товары поставками из дружественных стран?
— Одна из основных задач, стоящих перед МАРТ, — насыщение потребительского рынка товарами, в первую очередь отечественного производства. В настоящее время на потребительском рынке не наблюдается снижения ассортимента предлагаемых к продаже товаров или вымывания отдельных их видов. Покупателям предлагается широкий выбор товаров как отечественного, так и иностранного производства.
После вступления в силу постановления №700 (о продовольственном эмбарго на ряд товаров из западных стран в ответ на санкции. — Прим. БЕЛТА) импортеры приняли необходимые меры, чтобы поставлять товары из дружественных стран. Многие импортеры переориентировались на поставку товаров из Российской Федерации. Например, в 2022 году импорт свежих томатов и репчатого лука из России увеличился в сравнении с 2021 годом в 2,3 раза, капусты — в 3,9 раза, моркови и свеклы — в 7,5 раза, свежих огурцов — в 1,5 раза, яблок — в 3,3 раза.
Введение санкций со стороны недружественных стран создало благоприятную среду для дальнейшего развития отечественного производства товаров, в том числе в рамках импортозамещения. Например, значительно выросла доля продажи организациями торговли отечественных яблок (на 11,4%), фруктовых и овощных соков (на 10,9%), сахаристых кондитерских изделий (на 5%), шоколада (на 4,2%), сыров (на 3,5%), мучных кондитерских изделий (на 3,3%), макаронных изделий (на 3%), телевизоров (на 8,5%) и других.
— В прошлом году выросла доля продаж отечественных товаров, ожидается ли, что этот тренд продолжится в этом году?
— Действительно, в прошлом году впервые за последние 12 лет удалось остановить тенденцию снижения доли продаж отечественных товаров, что свидетельствует об увеличении спроса покупателей на белорусскую продукцию. По данным Белстата, в 2022 году доля продажи отечественных товаров в товарообороте организаций торговли приросла на 1,7 процентного пункта по сравнению с 2021-м и составила 60,9%. В том числе доля продажи отечественного продовольствия выросла на 0,2 процентного пункта до 76,8%, непродовольственных товаров — на 2,3 процентного пункта до 42,9%.
МАРТ продолжает работу с торговыми сетями и объектами по вопросам максимального насыщения внутреннего рынка белорусской продукцией, предоставления товарам отечественного производства лучших мест на полках. При этом важна совместная работа торговых сетей и белорусских производителей. И прежде всего отечественный производитель должен быть заинтересован в продвижении выпускаемой продукции на внутреннем рынке. Для увеличения реализации белорусских товаров в ряде случаев требуется реклама, проведение маркетинговых мероприятий. Надеемся, что проводимая работа позволит сохранить наметившуюся тенденцию по увеличению доли продаж отечественных товаров.
— Готовы ли наши производители предлагать разнообразный ассортимент, особенно в непродовольственном сегменте?
— С учетом сложившегося санкционного давления у наших производителей появилась возможность организовать производство более широкого ассортимента собственной импортозамещающей продукции. Отечественные производители уже сегодня успешно замещают такие потребительские товары, как твердые и полутвердые сыры, кондитерские изделия, фруктовые соки, синтетические моющие средства, зубная паста, косметические товары и другие.
В широком ассортименте белорусские производители выпускают товары легкой промышленности. Особой популярностью пользуется белорусский трикотаж. В рамках концепции создания торговой сети белорусских масс-брендов концерн «Беллегпром» открыл в Минске первый белорусский концепт-стор «Да дому», в котором представлена продукция исключительно белорусских производителей.
Валерия ГАВРИЛОВА, БЕЛТА.