Россия – основное направление
Евросоюз: рост зимой, спад – в марте
«В марте же из-за введенных санкций популярность этого направления снизилась и вернулась на уровень прошлогодних показателей. Это случилось еще до введения запрета на въезд белорусских и российских грузовиков в ЕС», – добавляет Татьяна Солдатенко.
Невзирая на санкции, спрос на доставки из Беларуси в Европу с января по март оставался стабильными, популярность направления Беларусь-ЕС стала даже выше – на 42% по сравнению с первым кварталом прошлого года.
Беларусь — Россия: что везут?
Санкции на грузоперевозки
С 16 апреля в Евросоюзе вступил в силу запрет на транзит и проезд фур белорусских и российских компаний. Ограничения не затрагивают транспортировку газа и нефти, продуктов нефтепереработки, некоторых виды руд, фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты, а также если цель поездки – гуманитарная или дипломатическая.
Перевозчики уже считают убытки и думаю о том, что делать дальше. Согласно оценкам международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, более 41% компаний, осуществляющих грузоперевозки по странам Евросоюза, уже несут колоссальные потери. Запрет означает практически полное прекращение транспортировок грузов белорусскими и российскими дальнобойщиками в Европу. Сейчас компании ищут альтернативные маршруты.
Беларусь также ввела ответные меры, которые начали действовать с 16 апреля.
Запрет на въезд касается всех, в том числе и белорусов, которые работают на европейские транспортные компании и ездят на машинах, зарегистрированных в ЕС.
Но здесь также есть ряд исключений, а 21 апреля Беларусь расширила список грузоперевозок из ЕС, не попадающих под запрет. Ранее после введенных ограничений свободно въезжать на территорию Беларуси из ЕС могли только почтовые отправления и живые животные. Теперь список стал больше: негабаритные грузы, гуманитарные грузы, грузы, требующие особые условия транспортировки (готовые лекарства, медизделия, лекарственное сырье, кровь, органы и ткани человека).
Для остальных категорий поставок разрешено пересечение границы только через определенные пункты пропуска, дальше – следование в установленные транспортно-логистические центры и сервисные зоны. Там можно будет разгрузиться или загрузиться, сделать перецепку грузов.
Таких мест 14, этот список определен Государственным таможенным комитетом. Далее везти грузы дальше на Восток смогут уже только белорусские или российские компании — но не компании ЕС.