Экономика Беларуси вырастет при некоторых условиях

Экономика Беларуси продемонстрирует коррекционный рост в 2023–2024 годах при условии отсутствия новых логистических разрывов и существенного ужесточения санкций.

 

ВВП страны вырастет на 2,5% в 2023 году и на 1,1% в 2024 году, если обновленные логистические цепочки сохранятся, в отношении страны не будут введены новые значимые санкции, а монетарная и фискальная политики продолжат ориентироваться на стимулирование внутреннего спроса. Об этом говорится в макропрогнозе для Беларуси, сообщает ThinkTanks.by.

Несмотря на общий позитивный посыл прогноза, в нем говорится, что полное устойчивое восстановление экономики в ближайшие годы маловероятно в связи с инфраструктурными ограничениями, сокращением занятости, эрозией человеческого капитала и ослаблением доверия в бизнес-среде. Побочными эффектами стимулирующей экономической политики в условиях структурных потерь выпуска станет ослабление белорусского рубля, а также сохранение повышенной инфляции, которая составит около 8% по итогам 2023 г. и 8,6% в 2024 г.

Экономисты отмечают, что реализация базового сценария зависит от выполнения заложенных в него предпосылок и допущений. В текущих условиях степень неопределенности крайне высока, в связи с чем диапазон вероятных отклонений динамики макропоказателей от траектории базового прогноза в 2023–2024 гг. является широким.

Экономическая активность в 2023 и 2024 годах

Как говорится в прогнозе, рост выпуска в 2023 году будет носить восстановительный характер после сильного прошлогоднего спада. Увеличению внутреннего спроса после просадки на 4,3% в 2022 г. будут способствовать мягкая монетарная политика, наращивание бюджетных расходов и поддержка госпредприятий. Стимулирование спроса в условиях структурных потерь ВВП прошлого года1 приведет к формированию положительного разрыва выпуска, что будет означать некоторый перегрев экономики. Важно отметить, что ключевым условием роста экономики Беларуси в 2023 г. является сохранение схем поставок товаров в страну и цепочек экспорта белорусской продукции, сложившихся во второй половине 2022 г. и способствовавших частичному восстановлению ВВП по итогам I квартала 2023 г.

Годовой темп прироста ВВП станет положительным во II квартале 2023 г., по итогам которого будет достигнут локальный пик вблизи 5% г/г.

Однако в 2024 году рост ВВП замедлится до 1,1%. В силу структурного спада в IT-секторе, который был драйвером роста экономики с 2018 до начала 2022 гг., а также из-за негативного влияния санкций и токсичности работы с белорусскими предприятиями на человеческий капитал, инвестиционный климат и технологическое развитие объем ВВП Беларуси в 2023–2024 гг. останется ниже уровня 2021 г.: примерно на 2,3% по итогам 2023 г. и на 1,2% по итогам 2024 г.

Экономисты также считают, что рост реальной заработной платы будет выше темпов роста ВВП из-за напряженной ситуации на рынке труда. Сокращение занятости в результате неблагоприятных демографических трендов и миграции увеличивает конкуренцию среди работодателей за квалифицированных работников. С учетом поддержки госпредприятий рост реальной зарплаты, начавшийся во второй половине 2022 г., продолжится в течение 2023 г. и составит около 8% г/г. В результате размер реальной зарплаты будет превышать ее равновесный (или инфляционно-нейтральный) уровень в 2023 г. В 2024 г. рост реальной зарплаты снизится до ≈2% в условиях замедления роста выпуска. Такая динамика (при прогнозируемой траектории инфляции) соответствует среднему размеру номинальной зарплаты около Br1858 в 2023 году и Br2062 в 2024 году.

Риски прогноза

Как считают экономисты, реализация угрозы разрыва логистических цепочек может стоить более 1 процентного пункта роста ВВП в 2023 году Прочность и стабильность цепочек поставок товаров в Беларусь и экспорта белорусской продукции, в том числе нефтепродуктов, не гарантированы. Как ужесточение подходов к таким поставкам со стороны стран – посредников, так и ослабление финансовых показателей белорусских фирм в результате ухудшения ценовых условий внешней торговли могут привести к уменьшению как импортных, так и экспортных поставок. Скорее всего, государство и бизнес будут адаптироваться к неблагоприятным явлениям и значительного провала выпуска с учетом его не полного восстановления после шока 2022 г. в подобном сценарии не произойдет.

Авторы прогноза также полагают, что нельзя исключать ужесточения санкционного режима в отношении Беларуси и России в текущем году, в том числе если анонсированное размещение российского ядерного оружия в Беларуси реализуется на практике. Новые санкции могут касаться, в том числе, импорта в Беларусь, финансового сектора и отрасли перевозок. Если новые санкционные ограничения будут сопряжены с логистическими затруднениями и активизацией ухода западных компаний из Беларуси, то ВВП страны сократится в 2023 г. и, вероятно, в 2024 г.

На взгляд экономистов, по-прежнему вероятным видится сценарий более масштабного, чем заложено в базовый сценарий, стимулирования внутреннего спроса, в том числе инвестиционной активности, для достижения планового показателя по приросту ВВП на 3,8% в 2023 г. Сверхстимулирующая экономическая политика действительно может привести к более высокому росту ВВП в 2023 г., однако ценой устойчиво галопирующей инфляции и существенного ослабления белорусского рубля. При этом высоко вероятно, что при такой политике уже в 2024 г. белорусская экономика может вновь войти в рецессию в сочетании с повышенными инфляционными и девальвационными ожиданиями даже без новых санкционных проявлений и при сохранении настроенных логистических цепочек.

Комментарии закрыты.