Нефть придет с севера и юга

Российская группа компаний «Сафмар» поставит в Беларусь в марте 300 тыс. т нефти, «УДС нефть» — 50 тыс. т. Ожидаются также поставки двух танкеров нефти из Азербайджана и еще двух танкеров российской нефти, купленной через трейдеров.

«От «Сафмара» ожидается 300 тыс. т нефти, от «УДС нефть» — 50 тыс. т», — сообщил журналистам пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко, передает БЕЛТА. Комментируя появившуюся в СМИ информацию о возможных поставках нефти в Беларусь «Роснефтью» и «Татнефтью», он отметил, что переговоров по поставкам на март с ними не ведется.

«Однако эти инсайдерские сигналы можно связать с последними новостями о падениях цен на мировом рынке нефти. Предложений сорта Urals в портах стало больше, чем раньше. Объем, который раньше забирала Беларусь, перекачан в танкеры», — добавил Александр Тищенко.

Ранее сообщалось, что нефть без премии в Беларусь будут поставлять шесть российских компаний, среди которых «Сафмар» и пять новых для Беларуси поставщиков. Нефть будет продаваться по рыночной цене без премии.

По данным информагентства РИА Новости, среди поставщиков «Янгпур» (дочка «Белоруснефти») и «УДС нефть». Поставки пойдут на Мозырский НПЗ. Также есть три другие совсем маленькие компании. Как сообщает Радио «Свобода», компания «УДС нефть» принадлежит удмуртсткому бизнесмену Алексею Чулкину и входит в холдинг «УДС групп». Компания разрабатывает месторождения нефти в Удмуртии и Пермском крае.

В марте также ожидается поставка в порт Клайпеды 160 тыс. т российской нефти для белорусских НПЗ, которая была куплена через трейдеров без премии.

Кроме того, сделка с азербайджанской Socar предусматривает в марте поставку двух танкеров нефти — это около 160 тыс. т. Нефть будет доставлена на Мозырский НПЗ через Украину по нефтепроводу Одесса — Броды. По данным специалистов, нефтепроводная система Беларуси готова к транзиту углеводородов с украинской стороны.

Транспортировка груженного азербайджанской нефтью танкера из Супсы в Одессу запланирована ориентировочно 20 марта, заявил в интервью Sputnik Азербайджан заместитель начальника департамента по организации мероприятий и связям с общественностью Государственной нефтяной компании АР (SOCAR) Ибрагим Ахмедов.

«Объем нефти в танкере составит около 85 тысяч тонн. Поставка осуществляется по рыночной цене», – сказал Ахмедов. По словам представителя Государственной нефтяной компании АР (SOCAR), она доставляет нефть лишь до порта Одессы. «Транспортировка нефти дальше до пункта назначения не входит в обязательства, взятые на себя нашей компанией», – отметил он.

Нефтяной вопрос

Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику, сообщает Sputnik.

В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти.

В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для «Нафтана» – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставка осуществляется через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн.

Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь переплачивает около 20 долларов за тонну. На НПЗ в Новополоцке норвежское сырье доставлялось по железной дороге. Поставки всего объема нефти заняли две недели.

Позже, также через Клайпеду, Беларусь закупила несколько танкеров российской нефти, приобретенной без премии.

Для загрузки одного «Нафтана» требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции «нефтехима» идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива. По данным на вторую половину февраля, НПЗ республики работали лишь на 50% мощности.

Без альтернативы?

Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.

Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана.

Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется «разбавлять» российской, ведь белорусские НПЗ «заточены» под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.

В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.

Во второй половине февраля вопрос с поставками нефти в республику так и не был решен, однако президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил о «неожиданном предложении» российского коллеги Владимира Путина по данной теме. Как заявлял президент, предложение будет оценено правительством, после чего будет принято решение.

Комментарии закрыты.